Падение белого ястреба Размышления Эмина Галалы
Хотя вроде как не падал. Ни птица, ни вертолет. К американо-сомалийской трагедии октября 1993 года, описанной в «Падении Черного Ястреба», эта статья тоже не относится.
Ястреб условный. Аллегоричный. Насколько болезненной для нас является тема мин и неразорвавшихся боеприпасов, всем известно. Число жертв растет. И нам с этим жить не один десяток лет. Гениальные в чудовищной простоте орудия убийства эффективны и долговечны. Тихие, безжалостные машины с бессрочным запасом терпения.
С 1997 года Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, известная как Оттавская, была мощным инструментом ограничения воздействия оружия, убивающего и калечащего сотни людей ежемесячно. Жертвами в первую очередь становится гражданское население. Я не говорю о том, что мины — один из барьеров на пути к восстановлению и реконструкции — пример Азербайджана, к сожалению, актуален. Несмотря на колоссальные усилия, скорость разминирования далека от потенциальных темпов восстановительных работ. Винить некого — таковы реалии в любой сталкивающейся с подобной проблемой стране. Разве что тех, кто устанавливал мины?

Конвенция — не просто международный документ. Это декларация готовности не сеять смерть. На своем пике она объединяла 163 государства, многие из которых полностью или почти полностью избавились от противопехотных мин. Азербайджан к Конвенции не присоединялся, за что мы должны «благодарить» армянских соседей. К слову, среди неприсоединившихся — 3 из 5 постоянных членов Совбеза (США, КНР и Россия), а также Индия и Пакистан.
И вот поток повернули вспять. Из Конвенции официально вышли Эстония, Латвия, Литва, Украина и Финляндия. Обратите внимание на страны Балтии и финнов – они обычно в такого рода вопросах действуют с точностью до наоборот, выступая в авангарде ограничительных мер, и в отказе от международных обязательств замечены не были (Украина – особый случай по объективным причинам). Добавлю, что Литва еще вышла и из Конвенции по кассетным вооружениям, став единственной в истории страной, принявшей такое решение.

Происходит противоположное тому, к чему стремились адекватные люди многие десятилетия. Позиции добра и милосердия не перевесили упертость готовых отвергать и отторгать миротворческие инициативы. Как раз наоборот. Осознав угрозу избыточного гуманизма, страны одна за другой «выкапывают топоры войны» и достают из чуланов, казалось бы, навсегда похороненные орудия убийства. Это сопровождается увеличением оборонных расходов и тиражированием горькой, но правдивой концепции – спасение утопающего дело рук самого утопающего. Пример? Азербайджан. Год 2020. Наша страна почти полностью утонула в омуте двойных стандартов и призывов к псевдореализму («смиритесь с потерей территорий!»). И никакие службы спасения нас из омута не вытягивали. Мы сами себя спасли.
Знаете, упал голубь, а не ястреб. Символ мира. И оливковая ветвь в его клюве давно уже ушла на производство оливкового масла.







