Парадоксы армянской политики Ереван между «миром» и эскалацией
Армения не перестаёт удивлять. На фоне участившихся обстрелов азербайджанских позиций со стороны армянских ВС официальные лица Армении продолжают озвучивать оптимистичные заявления о переговорном процессе с Азербайджаном, уверяя в отсутствии угрозы новой войны.
Недавно с таким посылом выступил председатель Национального собрания Ален Симонян. В ответ на провокационный вопрос журналиста: «Можно ли, судя по выстрелам со стороны Азербайджана, считать, что переговоры зашли в тупик?», он заявил, что переговоры с Баку продолжаются и в тупик не заходят.
«Переговоры не зайдут в тупик, а вероятность войны не увеличивается ни одним из предпринимаемых шагов. Мы должны сделать всё возможное, чтобы наша повестка — а это мир — стала реальностью. Стреляли там или не стреляли — это вещи, на которые мы, конечно, обращаем внимание, делаем выводы, но наша цель — мир», — отметил Симонян.
Отвечая на вопрос о возможной эскалации, армянский спикер добавил: «Может не быть ни одного выстрела — и всё равно произойдёт эскалация. Существует основной процесс, посредством которого такие вещи предотвращаются или прогнозируются. До 2018 года было много обстрелов, но войны не было. Были многочисленные жертвы на границе, но ситуация была другой. Сейчас у нас ситуация, при которой имеется согласованный договор».
Напрашиваются следующие выводы.
Во-первых, армянская сторона, используя дипломатические уловки, пытается убедить международное сообщество в том, что дестабилизацию на границе якобы провоцирует Азербайджан, что полностью противоречит реальности.
Во-вторых, Ереван заранее перекладывает ответственность за возможную эскалацию на Баку, продолжая уверять всех в мирных намерениях Армении.
Аналогичные заявления ранее озвучивал и премьер-министр Никол Пашинян, выступая в парламенте Армении в апреле текущего года: «Войны не будет — для этого нет никаких оснований, будет мир», — заявил он.
При этом в феврале Пашинян уже пытался убедить мировую общественность в том, что именно в Азербайджане «генерируются угрозы безопасности Армении». Эту абсурдную идею он изложил в своей статье, оправдывая милитаризацию Армении необходимостью реформ в национальной армии.
«Имеют ли реформы в армии Армении какое-либо отношение к Азербайджану? И да, и нет. Нет, потому что у Армении нет плана, намерения или цели осуществления каких-либо военных действий против Азербайджана. Да, потому что угрозы безопасности Республики Армения генерируются в самом Азербайджане», — писал Пашинян.
Подобные тезисы он озвучивал и ранее — в декабре 2024 года в интервью armenpress.am, пытаясь воздействовать на внутреннюю аудиторию: «Если у Азербайджана также нет намерения нападать на Армению, то вероятность эскалации в регионе равна нулю».
А в начале 2024 года в интервью France-24 Пашинян и вовсе заявил, что Азербайджан якобы готовится к нападению на Армению и стремится захватить её территории, называя их Западным Азербайджаном.
Баку, в свою очередь, неоднократно подчёркивал, что не имеет планов по захвату чужих территорий. Азербайджан восстановил свой суверенитет в рамках международного права.
В этом контексте Армения, проводя противоречивую политику, не даёт гарантий того, что её сегодняшняя риторика в поддержку мирной повестки Баку не изменится в ближайшем будущем.
Непоследовательность армянской политики подтверждает и недавнее заявление Пашиняна о намерении положить конец «карабахскому движению» в Армении.
Возникает закономерный вопрос: если это действительно так, почему в Ереване до сих пор функционирует офис «президента арцаха» во главе с Самвелом Шахраманяном, а также «парламент арцаха»?
В Армении по-прежнему сохраняются реваншистские силы, поддерживаемые бывшими лидерами карабахской сепаратистской хунты — Сержем Саргсяном, Робертом Кочаряном и их сторонниками.
Если Пашинян действительно намерен следовать мирным инициативам, ему придётся заняться устранением реваншистских структур, заручившись поддержкой населения. По данным армянских СМИ, общественно-политическая поддержка реваншистов не растёт, а рейтинг самого премьера остаётся стабильным.
Если Никол Пашинян действительно хочет открыть новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях, ему необходимо выполнить два ключевых условия Баку без промедлений.
Однако обещания Еревана о роспуске Минской группы ОБСЕ и пересмотре Конституции Армении остаются лишь словами. Ни одно заявление армянских властей о поддержке мира не убедит Баку в искренности их намерений до тех пор, пока не последуют реальные действия.