Польский ответ на грузинскую самостоятельность Статья Владимира Цхведиани
Со стороны стран ЕС начались первые удары по гражданам «непокорной» Брюсселю Грузии. Министерство труда Польши опубликовало проект постановления, согласно которому в списке стран, гражданам которых предоставляется право на упрощённый доступ к польскому рынку труда, отсутствует Грузия. Теперь такое право получают лишь граждане Армении, Молдовы, Беларуси и Украины. Об этом пишет издание Wyborcza.biz. В Министерстве труда Польши пояснили, что такое решение принято в связи с «политической ситуацией» в Грузии и «состоянием двусторонних отношений».
Самое примечательное: в отношении трудоустройства граждан Беларуси никаких ужесточений не вводится, хотя польско-белорусские отношения сегодня крайне напряжённые — вплоть до целенаправленного строительства Варшавой на границе с Беларусью заграждений и оборонительных рубежей. Аналогично граждане Армении, пока не имеющей безвизового режима с ЕС, всё ещё сохраняют возможность упрощённого трудоустройства в Польше.
Упрощённая процедура позволяет работать в Польше без разрешения на работу в течение 24 месяцев по заявлению работодателя в районную биржу труда. По данным польских властей, на конец 2024 года в стране были застрахованы в связи с работой 26,6 тысячи граждан Грузии — таким образом, они занимали третье место по численности среди иностранных работников после граждан Украины и Беларуси. Особенно много граждан Грузии трудоустроены в сферах транспорта, логистики и обрабатывающей промышленности.
Теперь же для трудоустройства в Польше гражданам Грузии потребуется получать специальное разрешение, что не всегда просто, учитывая польскую бюрократию. Замещать грузинских работников польские власти, скорее всего, будут без особого труда.
Не случайно почти одновременно с информацией о прекращении упрощённого трудоустройства для граждан Грузии стало известно, что правительство Украины планирует отменить действующие пока ограничения на выезд из страны мужчин в возрасте от 18 до 22 лет. В перспективе, при возможной заморозке войны и отмене военного положения, выезд из Украины могут разрешить и другим возрастным категориям мужского населения. Часть этих украинцев попытается трудоустроиться в Польше, «заменив» потерявших право на упрощённое трудоустройство граждан Грузии.
При этом право на безвизовые поездки граждан Грузии в страны ЕС, включая Польшу, пока сохраняется. Однако польские власти публично заявляют о намерении предпринять шаги по его ограничению. Премьер-министр Польши Дональд Туск ещё в июле 2025 года отметил, что Варшава будет добиваться приостановления безвизового режима с Грузией на уровне ЕС.
Нет сомнений, что грузинских граждан начнут ещё активнее депортировать из Польши — как за нелегальное трудоустройство, так и за иные нарушения. Уже сейчас наблюдается рост дискриминационного отношения к выходцам из Грузии, а в польских СМИ появляются ксенофобские антигрузинские публикации, в которых грузин обвиняют в «повышенной криминальной активности».
По данным польских СМИ, из 8 с половиной тысяч депортированных из Польши в прошлом году правонарушителей и преступников 2,6 тысячи были гражданами Грузии. С учётом того, что в Польше, по разным оценкам, проживают от 3 до 4 миллионов мигрантов из различных стран, как легально, так и нелегально, выходит, что каждый третий депортированный — гражданин Грузии.
Это, однако, вовсе не означает якобы «криминальную склонность» грузинского населения. Просто польским силовым структурам, включая полицию и пограничную службу, негласно поручено по возможности задерживать и депортировать людей с грузинскими паспортами.
Учитывая почти двузначные темпы экономического роста в Грузии и снижение уровня безработицы, грузинские граждане в долгосрочной перспективе вряд ли ощутят трагедию из-за прекращения доступа к польскому рынку труда. Большинство тех, кто сегодня находится на заработках в Польше, смогут найти достойную работу на родине.
О том, что экономическая ситуация в Грузии уверенно улучшается даже без членства в ЕС, свидетельствуют последние доклады Еврокомиссии. Именно на это недавно обратил внимание исполнительный секретарь партии «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе, указав на двойные стандарты ЕС в отношении Грузии: «У Евросоюза в отношении Грузии существуют двойные стандарты. На основе объективных критериев в подготовленном по заказу Еврокомиссии «Отчёте о хорошем правительстве 2025» наглядно видно то продвижение, которого добилась Грузия в условиях «Грузинской мечты».
По его словам, Еврокомиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен продолжает несправедливо критиковать Грузию, хотя в отчёте Института управления Чендлера, основанном на данных ООН, Всемирного банка, МВФ, Всемирного экономического форума и других признанных международных организаций, зафиксирован серьёзный прогресс Грузии по объективным показателям.
Согласно отчёту, по индексу «Сильные институты» Грузия набрала 63% (по 100-балльной системе), заняв 34-е место в мире — выше всех стран-кандидатов в ЕС и 13 государств-членов ЕС и НАТО.
По индексу «Привлекательная рыночная экономика» Грузия также достигла исторического максимума — 63,2%, заняв 31-е место в мире и войдя в двадцатку лучших стран Европы, более того, опередив все страны-кандидаты в ЕС и 16 государств-членов ЕС и НАТО, включая Польшу.
По индексу «Лидерство и дальновидность» Грузия получила 52%, заняв 32-е место в мире и 17-е — в Европе, опередив 19 государств-членов ЕС и НАТО, среди которых Польша.
По индексу «Надёжность законодательства и политики» Грузия получила 70%, заняла 26-е место в мире и вошла в двадцатку лучших стран Европы, обойдя 18 государств-членов ЕС и НАТО, в том числе Польшу.
Таким образом, даже Еврокомиссия признаёт: по ключевым критериям экономика Грузии находится в более благоприятном положении, чем польская. И хотя средние зарплаты в Польше пока выше грузинских, их «выравнивание» — лишь вопрос времени. Уже сегодня, с учётом расходов на аренду жилья и здравоохранение за рубежом, работа в Грузии может оказаться выгоднее трудоустройства в Польше. Вряд ли дискриминационные меры заставят Тбилиси уступить европейскому давлению, ведь выполнение ультиматумов не только создаст угрозу политической дестабилизации и втягивания страны в войну с РФ («второй фронт»), но и поставит под угрозу стратегические транзитные проекты Среднего коридора, обеспечивающие экономический рост Грузии. Политическая и военная дестабилизация привела бы к обнищанию населения и резкому увеличению потока беженцев и трудовых мигрантов.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az