Порт Кулеви под прицелом ЕС Статья Владимира Цхведиани
Предвзятое отношение ЕС к «непокорной» Грузии начинает затрагивать и инфраструктурные объекты, связанные с функционированием проходящего через Южный Кавказ Среднего коридора. В рамках 20-го пакета санкций против РФ Евросоюз впервые предложил включить в санкционный список за перевалку российской нефти порты в третьих странах — в частности, грузинский Кулеви и индонезийский Каримун. Пакет был совместно подготовлен дипломатической службой ЕС (EEAS) и Европейской комиссией и в понедельник, 9 февраля, представлен государствам-членам ЕС.

В новом, 20-м пакете санкций против РФ Еврокомиссия намерена заменить действующий «ценовой потолок» на российскую нефть полным запретом её морских перевозок. Ограничение будет действовать независимо от цены на нефть. В настоящее время транспортировка разрешена при условии, что сырьё продаётся ниже установленного лимита. Однако использование «теневого флота» позволяет России реализовывать нефть по цене выше санкционного предела. По информации WSJ, в 2025 году «теневой флот» перевёз почти 80% российской нефти.
«Радио Свобода», ссылаясь на проект рабочего документа Европейской комиссии, распространило информацию о том, что грузинский порт Кулеви якобы используется для морской транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, произведённых в России либо перевозимых российскими танкерами с применением «нерегулярных и высокорискованных схем».

При этом премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что правительство страны полностью прозрачно в вопросе возможных санкций в отношении порта Кулеви и предоставляет Европейскому союзу всю необходимую информацию о деятельности терминала. Кроме того, он подчеркнул, что Грузия соблюдает требования международного санкционного режима.
«Грузия очень строго соблюдает все правила, связанные с режимом санкций. Что касается конкретных вопросов, мы готовы к обсуждению и обмену информацией, в том числе с Европейским союзом. Для нас Кулеви является стратегически важным портом. Мы выражаем полную открытость и будем предоставлять информацию Европейскому союзу. Мы полностью соблюдаем режим санкций», — заявил Ираклий Кобахидзе.
Против грузинского порта Кулеви в западных СМИ давно разворачивается целенаправленная информационная кампания. В частности, как якобы «нарушение европейских санкций» против РФ была представлена информация о том, что партия российской нефти Siberian была доставлена для переработки на введённый в эксплуатацию в октябре 2025 года Кулевский НПЗ. СМИ преподнесли это как «сенсацию», утверждая, что Грузия резко увеличила закупки нефти в РФ. При этом подобная динамика была прогнозируемой: в условиях действия «ценового потолка» российская нефть обходилась грузинским переработчикам дешевле, чем её аналоги из других стран.
Одновременно замалчивался тот факт, что параллельно сократился импорт из РФ готовых нефтепродуктов. Акцент делался на утверждениях о том, что Грузия якобы «помогает» России обходить санкции.

Между тем никаких санкций при поставках нефти на Кулевский НПЗ Грузия не нарушала, в том числе в части соблюдения «ценового потолка». Другие ограничения Брюсселя против РФ, включая эмбарго ЕС на морские поставки российской сырой нефти, вступившее в силу 5 декабря 2022 года, распространялись исключительно на страны Евросоюза. Грузия членом ЕС не является — и вопрос о сроках её возможного вступления остаётся открытым. Таким образом, информация о поставках нефти из РФ в Кулеви носила преимущественно пропагандистский характер. Она была направлена на поддержку антироссийски настроенной радикальной грузинской прозападной оппозиции, обвинявшей правительство страны в «работе на Россию».
После этого в европейском и грузинском информационном пространстве начали распространяться сообщения о якобы «заходах» в Кулеви судов «теневого флота», осуществляющего перевозки российской нефти.
Так называемое «журналистское расследование» оппозиционного издания iFact утверждало, что в 2024–2026 годах в грузинские порты, включая Кулеви, заходили 19 судов, соответствующих характеристикам российского «теневого флота». Был упомянут и танкер «Silvari», который, по заявлению украинской стороны, якобы являлся частью этой структуры. По информации iFact, судно доставило в порт Кулеви около 32 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, а впоследствии перешло в собственность индийской компании. Морское агентство Грузии назвало «расследование» iFact дезинформацией и заявило, что ни данное судно, ни его груз не подпадали под международные санкции.
Теперь же, когда США ужесточили борьбу с российским «теневым флотом» и экспортом нефти из РФ в обход санкций по всему миру, ЕС демонстративно «присоединяется» к этой линии в рамках 20-го пакета ограничений. При этом создаётся впечатление, что делается это таким образом, чтобы одновременно «показательно наказать» Грузию, позволившую себе возражать брюссельской бюрократии. В информационном пространстве вновь активизировалась тема порта Кулеви, который якобы «помогает» РФ обходить санкции, связанные с экспортом нефти.
То, что возможности порта Кулеви несопоставимы с реальными объёмами «теневой» перевозки российской нефти, к которой, по данным профильных расследований, имеют отношение судовладельцы стран ЕС, прежде всего Греции, похоже, еврочиновников не смущает. Нападки на Грузию и порт Кулеви в Брюсселе выглядят как попытка отвлечь внимание от тех, кто действительно контролирует значительную часть «теневого флота» — компаний из Греции и Мальты. Эти государства также выступают против инициативы Еврокомиссии заменить ценовое ограничение на российскую нефть запретом на предоставление транспортных услуг.
Между тем запуск НПЗ в Кулеви существенно снизил зависимость Грузии от импорта российских нефтепродуктов, сформировавшуюся в предыдущие годы.

В соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС Грузия с 1 января 2020 года взяла на себя обязательство перейти на стандарт дизельного топлива Евро-5. Несмотря на давление Брюсселя, правительство Грузии в 2020, 2021 и 2022 годах ежегодно вводило мораторий сроком на один год на внедрение стандарта Евро-5. Однако с 1 января 2023 года страна всё же перешла на этот стандарт.
Настойчивость руководства ЕС, не позволившая Грузии продлить мораторий, практически совпала по времени с введением эмбарго на нефтепродукты из РФ в страны Евросоюза.
Напомним, запрет на импорт российского дизельного топлива и других нефтепродуктов вступил в силу 5 февраля 2023 года. К тому моменту российские НПЗ активно выпускали топливо стандарта Евро-5 для европейского рынка, и часть этих объёмов была переориентирована на экспорт в Грузию. В результате доля российских нефтепродуктов на грузинском рынке выросла, тогда как ранее значительную позицию занимали поставки из Азербайджана.
Очевидно, что Грузия была заинтересована в том, чтобы производить топливо стандарта Евро-5 на собственной территории, а не зависеть от импорта. Именно с этой целью в конце 2024 года в Кулеви началось строительство нефтеперерабатывающего завода. В короткие сроки компанией Black Sea Petroleum был построен первый в Грузии НПЗ полного цикла, введённый в эксплуатацию в октябре 2025 года. Мощность первой очереди составляет 1,2–1,5 миллиона тонн нефти в год с планами увеличения до 4 миллионов тонн к 2028 году.
Введение в эксплуатацию НПЗ в Кулеви позволило существенно сократить зависимость от импорта российских нефтепродуктов. Однако вместо позитивной оценки этого шага в информационном пространстве развернулась новая волна обвинений в адрес властей Грузии в «работе на Россию». При этом тот факт, что доходы от переработки нефти остаются в стране, а внутренний рынок получает более доступные и качественные нефтепродукты, не рассматривается критиками правительства «Грузинской мечты» как значимый аргумент.
Возможные санкции ЕС против грузинского порта Кулеви косвенно могут затронуть и Азербайджан. Терминал в Кулеви принадлежит государственной нефтяной компании SOCAR, которая сыграла ключевую роль в создании инфраструктуры, позволившей построить НПЗ. Формально санкционный режим ЕС в отношении Кулеви не предполагает прямой блокировки портовых операций, однако может негативно сказаться на функционировании порта как важного элемента инфраструктуры Среднего коридора.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az







