twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Превратности индийского шантажа Расклад Хазара Ахундова

20 Мая 2025 12:30

Как показала практика последних лет, в современном многополярном мире попытки крупных государств использовать экономические рычаги для «выкручивания рук» и давления на деловых контрагентов — довольно малоэффективное занятие. В случае введения санкций и эмбарго почти всегда находится коммерческая альтернатива и новые предложения, да и нередко использующая бизнес-шантаж сторона сама несет немалые потери. Данный посыл вполне уместен и в отношении Индии, чьи деловые круги в свете недавнего индо-пакистанского конфликта объявили о торговом бойкоте, а также намерены перекрыть туристический поток в Турцию и Азербайджан.

Вопреки сложностям на дипломатическом фронте, а также неприкрытой поддержки Нью-Дели реваншистов в Ереване, азербайджано-индийские деловые связи, в том числе торговля и туризм, в последние несколько лет развивались достаточно динамично. Несмотря на то, что Баку последовательно доводил по дипломатическим каналам месседжи об ошибочности недружественных шагов индийского руководства, в том числе наращивания поставок индийских наступательных вооружений в Армению, наша страна не инициировала каких-либо антиндийских демаршей и тем более не пыталась препятствовать двусторонним экономическим связям.

Увы, но не все страны дружны с логикой и наделены ответственностью. Согласно данным индийских СМИ, за минувшую декаду ряд представителей деловых кругов, поддержанных руководством Конфедерации всеиндийских торговцев (CAIT), а также депутатами от правящей партии «Бхаратия джаната парти» (BJP), призвали индийский бизнес к полному экономическому бойкоту Турции и Азербайджана из-за позиции Баку и Анкары, поддержавших Пакистан во время недавнего военного конфликта с Индией. «В ходе конференции в Нью-Дели принято коллективное решение прекратить всю торговлю с Турцией и Азербайджаном. Причина ясна: они открыто поддержали Пакистан против Индии, никакого импорта и экспорта с этими странами не будет, и это решение немедленно вступает в силу», – заявил журналистам депутат от правящей BJP и генеральный секретарь CAIT Правин Кханделвал.

И хотя вполне очевидно, что подобные заявления не могли иметь место без негласного одобрения руководства страны, пока на официальном правительственном уровне прямых законодательных актов об ограничении торговли принято не было. В частности, в официальном уведомлении Министерства торговли и промышленности Индии от 2 мая 2025 года речь идет о запрете на импорт продукции из Пакистана или товаров, проходящих транзитом через Пакистан. Применительно к Азербайджану в этом документе ничего не упомянуто.

Так или иначе, но недовольство Нью-Дели в отношении Баку и Анкары канализируется не напрямую, а опосредованно, по линии бизнес-структур. В частности, ведущие индийские туркомпании EaseMyTrip и Ixigo выпустили рекомендации, призывающие граждан страны избегать поездок в Турцию и Азербайджан. На этом фоне индийские турфирмы начали массово отменять бронирования и приостанавливать сотрудничество с турецкими и азербайджанскими отелями и турагентствами: в текущем мае количество бронирований сократилось примерно на 50%. На этой же волне индийская компания Go Homestays объявила о прекращении сотрудничества с авиакомпанией Turkish Airlines.

И здесь возникает резонный вопрос: может ли давление с индийской стороны сколь-либо ощутимо повлиять на эффективность турецкого и азербайджанского туристических рынков? Применительно к гигантскому турецкому рекреационному рынку индийское эмбарго практически незаметно: в 2024 году Турцию посетило 62,3 млн иностранных туристов, а отраслевые доходы достигли $61,1 млрд. В том же прошлом году турецкие курорты посетили 330 тысяч индийских туристов, однако на фоне общего турпотока на долю индийских путешественников приходится менее процента, а если точнее – всего 0,53%.

А как же обстоят дела на азербайджано-индийском туристическом треке и в целом, какими могут быть потери от снижения торгового и делового сотрудничества? Здесь уместно напомнить, что в 2018 году между туристическими ассоциациями двух стран был подписан меморандум о сотрудничестве, в индийском городе Мумбаи заработало официальное туристическое представительство Азербайджана, в том же году был зафиксирован 175% рост туристического трафика из Индии. В последующие годы азербайджанская авиакомпания AZAL и индийская IndiGo наладили сообщение между Баку и Мумбаи и Дели, в итоге динамика индийского турпотока в нашу страну динамично возрастала, достигнув уровня в 243,6 тысяч туристов в 2024 году, с ростом на 108% по сравнению с предыдущим годом. Тем самым в прошлом году Индия вышла на третье место после России и Турции по числу иностранных путешественников, посетивших Азербайджан, а ее доля в общем потоке зарубежных туристов, побывавших в нашей стране (2,627 млн человек), составила 9,27%. Если Индия все же продолжит конфронтационную риторику, то по итогам текущего года спад туристического трафика внесет определенные коррективы в текущую статистику отечественного въездного туризма.

Однако в последующий период эти потери может с лихвой покрыть сотрудничество в туристическом секторе с Китаем и Пакистаном. Напомним, что в 2024 году из Пакистана в Азербайджан прибыло 80,9 тысяч туристов, а число путешественников из Китая составило 44,7 тысяч, что вдвое больше, чем в допандемийный период. Так, согласно данным Госкомстата, эта динамика еще более возросла в январе-апреле 2025 года: в частности, число гостей из Китая увеличилось в 1,7 раза, из Пакистана — на 22,5%. И это не удивительно, Баку связывают узы стратегического сотрудничества с Исламабадом и Пекином, между странами динамично растет торговля и деловое сотрудничество, налажено авиасообщение между крупными городами.

«Если всего 1% из 150 млн граждан Китая, ежегодно путешествующих за границу, приедет в Азербайджан, этого будет достаточно для нашей страны», — заявил недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью китайскому телеканалу CGTN (China Global Television Network).

Глава государства напомнил, что в 2024 году Азербайджан впервые в одностороннем порядке отменил визовый режим для граждан Китая, а в текущем году китайские партнеры предприняли ответный шаг. Президент Азербайджана отметил, что в прошлом году после отмены визового режима наша страна приняла почти в два раза больше китайских гостей, и выразил надежду, что их число будет только расти, и порукой тому переговоры между профильными ведомствами об увеличении количества авиарейсов.

При рассмотрении торгово-экономического сотрудничества с Индией следует отметить, что его особенности таковы, что не представляют для Азербайджана сколько-либо невосполнимых потерь в случае усиления кризиса в отношениях. Напомним, что еще десять лет назад, в 2015 году, азербайджано-индийский товарооборот составлял $250 млн, и, постепенно возрастая, в разгар глобального энергетического кризиса в 2022 году он достиг пикового уровня в более чем $1,859 млрд. Тем не менее в последующие два года торговая динамика ощутимо снижалась: в 2023 году чуть превысила $1,1 млрд, а по итогам 2024 года составила $957 млн. Здесь следует особо заострить внимание на структуре товарооборота: так, на азербайджанский экспорт в минувшем году пришлось $734 млн — в основном это нефть и нефтепродукты. Все перечисленные продукты азербайджанского экспорта относятся к высоколиквидной группе и могут быть легко и без потерь переброшены на другие рынки, например в Турцию и страны Европы. К тому же индийский рынок энергоресурсов нельзя отнести к высокомаржинальным, не говоря уже о значительном «плече доставки», что увеличивает транспортные издержки. Напротив, импорт из Индии в минувшем году составил $223 млн, значительная часть которого пришлась на поставки риса: примечательно, что в первом квартале 2025 года импорт индийского риса сократился на 7%. Следующий по значимости индийский импорт приходится на фармацевтическую продукцию, далее следуют одежда и текстиль, продукты питания, и крайне незначительно – электроника, некоторые виды оборудования.

В случае продолжения деструктивной торговой политики Нью-Дели потребности в перечисленных группах товаров Азербайджан с легкостью компенсирует поставками из Турции, Пакистана, Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В частности, это касается важного компонента продовольственной безопасности – риса. В 2022 году Баку освободил от 15% таможенной пошлины импорт пакистанского риса, это решение действительно до 31 декабря 2027 года и может быть продлено. Аграрные компании из Пакистана планируют десятикратно увеличить поставки риса в Азербайджан, более того, недавно пакистанская компания ООО Azerbaijan Rice Processing Mill получила статус резидента в промышленном парке «Экономическая зона долины Араз» и планирует наладить переработку импортного сырого риса, его сортировку и упаковку.

С другой стороны, Турция, Пакистан и Китай с легкостью компенсируют поставки в сегменте швейной продукции в случае ухода с нашего рынка индийских импортеров. Развязанное Нью-Дели торговое противостояние приведет к еще большим потерям в сегменте фармакологии: сегодня индийские фармкомпании обеспечивают приблизительно 5% от общего объема импорта лекарств в нашу страну, и их рыночную нишу с легкостью займет недорогая фармпродукция из Пакистана.

Говоря о возможных потерях на инвестиционном треке, то риски, с которыми может столкнуться Индия, ощутимо выше. Согласно информации, предоставленной Caliber.Az в Министерстве экономики Азербайджана, в настоящее время в нашей стране действуют более 1100 активных индийских компаний, в то же время Индия инвестировала в экономику Азербайджана около $1 млрд. В свою очередь, вложения азербайджанского бизнеса в индийскую экономику крайне незначительны — около $4 млн.

Не стоит забывать, что, пытаясь надавить на Азербайджан с помощью экономических рычагов, в Нью-Дели должны помнить и о том, что индийская нефтегазовая компания Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) участвует в разработке нефтегазового месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) с долей 2,31%, а в прошлом году приобрела у норвежской Equinor еще 0,615% доли участия в АЧГ. В то же время у ONGC имеется пай в 2,36% в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), также в 2024 году они расширили инвестиции, приобретя 0,737% акций БТД у трубопроводной компании BTC Co.

Суммируя сказанное, следует отметить, что трехстороннее стратегическое партнерство между Азербайджаном, Турцией и Пакистаном — в политической, деловой и оборонной сфере — основа долгосрочного сотрудничества, и этот прочный фундамент не подвержен влиянию из-за шантажа и экономического давления с чьей бы то ни было стороны.

Caliber.Az
Просмотров: 546

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Память в названиях: улицы Баку в честь героев нефтяной славы Экскурс в историю на Caliber.Az

7659
18 Мая 2025 10:01
2

Внучка Ильхама Алиева стала чемпионкой мира по кунг-фу ФОТО/ВИДЕО/ОБНОВЛЕНО

7646
18 Мая 2025 16:18
3

Ломая стены и судьбы: бакинскую девятиэтажку продолжают превращать в руины Жильцы обвиняют районную ИВ / ФОТО / ОФИЦИАЛЬНО

3922
19 Мая 2025 21:11
4

«Конфетная обёртка» армянского реваншизма Кудряц и Ахметов на Caliber.Az

2639
18 Мая 2025 12:36
5

Из центра Южного Кавказа — в центр европейской повестки Первые итоги VI саммита Европейского политического сообщества

2578
17 Мая 2025 09:19
6

Душок из политического морга Главарь карабахского клана вновь заговорил

2575
19 Мая 2025 20:38
7

Перезагрузка в Албании как признание роли Азербайджана Баку закрепляет позиции

2515
17 Мая 2025 16:16
8

Болливуд с ядерными ракетами Аналитика Сергея Богдана

2263
18 Мая 2025 16:00
9

Экологическая демагогия Пашиняна От вырубки лесов до загрязнения рек

2230
19 Мая 2025 18:20
10

Косметологом, которую обвиняет молодая бакинка, занялась прокуратура ОФИЦИАЛЬНО / ФОТО

2045
17 Мая 2025 11:56
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading