«При Трампе Армения вряд ли дождалась бы Хартии о стратегическом партнерстве» Кирилл Кривошеев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c российским журналистом, специалистом по постсоветскому пространству Кириллом Кривошеевым.
— Кирилл, как вы расцениваете недавно подписанную Хартию о стратегическом партнерстве между Арменией и США?
— Думаю, это логическое продолжение трехсторонней встречи ЕС — США — Армения в апреле прошлого года, о которой так много говорили, в том числе и в Баку. Но моя твердая позиция в том, что та встреча и это стратегическое соглашение в большей части не про оборону, а про экономику, причем в первую очередь про энергетику. Не секрет, что Армения безумно зависима от энергетики, а что для нее может сделать Запад, так это построить новую АЭС, когда Мецаморская окончательно выйдет из строя в 2036 году. К этому времени должен существовать уже другой проект АЭС, чтобы хотя бы у Армении было свое электричество.
Что же касается других пунктов соглашения, то грантовая поддержка и поддержка реформ на самом деле тоже важны. Но давайте посмотрим, что получила Армения за 2024 год от Запада? За этот период она получила 65 миллионов долларов от США и обещания получить 270 миллионов евро от Евросоюза. Также известно, что за 2025 год Армения получит всего лишь 13 миллионов евро от ЕС. Да, это маленькая сумма, но все же кое-что, поскольку позволяет разгрузить госбюджет и как-то двигать чиновников в нужном направлении.
И еще. В июле прошлого года Армения получила от Европейского фонда мира, который вооружает Украину, всего лишь 10 миллионов долларов, а это, согласитесь, смешные деньги даже для такой маленькой страны, как Армения. Поэтому, как мне кажется, США в первую очередь сделали фокус на экономике и энергетике, а во вторую очередь Вашингтон поддержал те позиции Еревана, которые считают важными. К примеру, США считают, что не должно быть Зангезурского коридора в том виде, в котором его видит Баку. Что это должен быть суверенный маршрут, где армянские войска и пограничники контролируют всю протяженность этой дороги, а ключом к этому является Алматинская декларация. Азербайджан видит делимитацию границы в том духе, что все должно решаться исходя из реалий на земле. США с этим не согласны.
— Согласно вашей оценке, хартия не предполагает появления американских/натовских баз в Армении в будущем?
— В обозримом будущем я это не допускаю, потому что Армения не выведет российскую военную базу из Гюмри, а размещение двух баз из разных блоков на одной территории опасно и нецелесообразно. С другой стороны, Армения всегда подчеркивает, что не собирается выводить российскую базу со своей территории, плюс Ереван пытается уважать интересы Ирана, которому явно не понравится появление натовских баз в Армении. А зачем раздражать Тегеран?
Что может произойти в долгосрочной перспективе, сложно сказать, так как не совсем понятно, чем закончится российско-украинская война, от которой будет складываться структура безопасности в целом в Евразии. Поэтому преждевременно обсуждать картину мира, пока этот сверхважный процесс еще не завершился.
— Почему, на ваш взгляд, хартия была подписана буквально в последние дни нахождения Байдена в Белом доме?
— Действительно, это важно, что такой документ был заключен в последние дни президентства Джо Байдена, поскольку от Дональда Трампа такого не дождешься. А заключить какой-то декларативный документ, на который потом можно ссылаться и просить денег, нужно сейчас.
С другой стороны, в начале своего президентского срока Трампу, по всей видимости, будет не до армяно-азербайджанского конфликта. Конечно, здесь может быть разная логика, но думаю, вряд ли он бы поспешил заключить такой документ с Арменией, если бы этого не успели сделать сейчас.
— Решатся ли в Армении к пересмотру своей конституции ради мира, о готовности к которому неоднократно заявляли в правительстве Пашиняна?
— Никол Пашинян на днях заявил о готовности принять два важных условия Баку. Это отказ от взаимных исков, что делает бессмысленным ратификацию Римского статута, за которую он так пострадал, и роспуск МГ ОБСЕ, которая действительно абсолютно бессмысленна в нынешней ситуации. Баку же продолжает настаивать на пересмотре Конституции РА. Но я бы обратил внимание на то, что возможный уход Никола Пашиняна от власти обнуляет мирный процесс. И в этом случае многое придется начать заново. То есть выстраивать отношения с новыми властями, к тому же сложно сказать, какие они будут. По всей вероятности, на первом этапе новые власти должны будут показать что-то другое, чем их предшественник. Поэтому давление Баку по поводу конституции может привести к расшатыванию позиции Никола Пашиняна и к возможному его поражению в 2026 году.
Хорошо ли это? Для кого как. С моей точки зрения — нет, как мне кажется, мирный процесс необходимо завершить. Я за то, чтобы конфликт разрешился мирным путем, без силового вмешательства. И вопрос не в том, хороший политик Пашинян или нет, лично я против раскачивания ситуации в Армении. Это во-первых.
Во-вторых, переписать конституцию Пашиняну очень сложно, потому что это может привести к большим политическим рискам. Поэтому трудно сказать, приведет ли давление Баку на Ереван к новым уступкам или вовсе сломает всю конструкцию. Я бы здесь был очень осторожен. Поправки в конституцию надо спрятать так, чтобы они были, что называется, под толстым слоем сахара. Так, чтобы предложить народу что-то хорошее в обмен на это. А это нужно продумать, разработать. Это очень сложный политический процесс. В то же время, если Основной закон будет изменен, то это будет таким образом, что на референдуме народ проголосует за конституцию, в которой не будет отсылки к Декларации о независимости, или сама декларация будет изменена, но об этом никто не скажет ни слова в самом Ереване. Там будут тщательно замалчивать этот факт, предлагая что-то другое. Помните, как меняли российскую конституцию? Что русский язык — уважение человека труда, при этом не напоминая о том, что на самом деле вся суть в обнулении срока Владимира Путина. Такое нужно проделать и Пашиняну, а это сложно.
Если Армения примет новую конституцию, ссылки на Декларацию о независимости там наверняка не будет.