twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Примирение Эрдогана с Асадом и военная операция Турции в Сирии Обзор Максима Петрова на Caliber.Az

23 Августа 2022 11:58

Разговоры о турецкой военной операции на севере Сирии ведутся уже очень давно. Но лишь в последние недели к ним добавилось обсуждение вопроса о возможном примирении между Турцией и режимом президента Сирии Башара Асада.

В ходе гражданской войны в Сирии Иран и Россия выступают на стороне Асада, обеспечивая его оружием, топливом и прочей помощью, в то время как Турция дает оружие различным антиасадовским группировкам и даже помогла объединиться им в Сирийскую национальную армию - СНА. Кроме того, в ряде районов на севере Сирии находятся турецкие войска. Это противостояние неоднократно принимало характер прямого вооруженного конфликта, в котором принимали участие турецкие и российские подразделения.

Одновременно на севере, северо-востоке и востоке Сирии находятся вооруженные группировки курдов и близких им арабских племен, объединенные под вывеской СДС (Сирийские демократические силы). Их основу составляют курдские Отряды народной самообороны (ОНС). Турция стремится уничтожить или ослабить эти группировки, поскольку считает, что они находятся под руководством РПК (Курдской рабочей партии), официально признанной в Турции террористической организацией. Отряды РПК также действуют на севере Ирака, в горах Кандиль (там расположены их основные штабы). Соответственно, РПК пытается выстроить вдоль границ с Турцией сплошной бастион в Ираке и Сирии, а правительство Турции стремится, наоборот, вытеснить курдов из этих районов и постоянно проводит против них боевые операции в северном Ираке и в северной Сирии. В них активно участвуют (на стороне Турции) подразделения СНА. Но уже довольно давно обсуждается возможность широкомасштабной турецкой операции с целью полного вытеснения курдских вооруженных формирований из северной Сирии.

Для Турции дело осложняется тем, что на некоторых занятых курдами территориях северной Сирии действуют американские войска (около тысячи военных), а в других районах официальные сирийские вооруженные силы (и там также присутствуют или могут присутствовать некоторые российские соединения и проиранские милиции, поддерживающие Асада). Поэтому, без согласия Вашингтона, Москвы, Тегерана и Дамаска Анкаре сложно провести такую операции в указанном регионе.

Однако в последнее время появились признаки того, что Турция может пойти на восстановление отношений с Асадом. Это случилось после переговоров 5 августа в Сочи между Путиным и Эрдоганом. Согласно сообщениям СМИ, Россия активно призывает Турцию вступить в соглашение с Асадом. Москва поддерживает с Турцией прочные экономические связи, включая продолжение поставок систем ПВО\ПРО С-400, нефти и газа, а также строительство АЭС «Аккую» стоимостью 22 млрд долларов. Причем Кремль переводит в Турцию миллиарды долларов, необходимых для постройки АЭС, что важно для турецкой экономики, испытывающей в настоящее время финансовые трудности. Инвестиции Москвы поддерживают турецкую лиру. Так что, к мнению России в руководстве Турции прислушиваются.

Все это привело к тому, что на прошлой неделе глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу сообщил, что во время международной встречи в Белграде он пообщался со своим сирийским коллегой и указал необходимость примирения сирийской оппозиции и правительства. Слова Чавушоглу вызвали бурю протестов и шумных демонстраций со стороны сирийской оппозиции, после чего руководитель турецкой дипломатии заметил, что говорил не о примирении, а о компромиссе. Позднее, в ответ на вопрос, намерен ли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретиться с Башаром Асадом, заместитель председателя правящей в Турции Партии справедливости и развития Хаяти Язычи заметил: «Я не могу сказать, что этого никогда не произойдет».

Издание «Al-Monitor», специализирующееся на ближневосточной аналитике, указывает на то, что Эрдоган — мастер такого рода внешнеполитических поворотов. Так, он пошел на сотрудничество с Израилем и Египтом после многих лет острой конфронтации с этими странами, пожал руку наследному принцу и фактическому правителю Саудовской Аравии Мухаммеду бин Салману после того, как указал на его роль в убийстве саудовского публициста Джамаля Хашогги.

Контакты между руководителями турецких спецслужб и спецслужб Асада имели место и раньше. Однако, впервые появились указания на то, что примирение Турции с Асадом становится чем-то реальным. Цели Анкары понятны. Она хотела бы получить от Москвы и Дамаска зеленый свет на операцию против курдов в северной Сирии, а также заинтересована в продолжении экономического сотрудничества с Россией. Однако, дело тут не только в противостоянии с РПК, но и в том, что антикурдские операции поддерживают три четверти граждан Турции. Кроме того, Эрдоган хотел бы вернуть в Сирию по крайней мере часть из почти 4 млн сирийских беженцев - от 60 до 80 процентов турецких граждан выступают против мигрантов и требуют их возвращения домой, в то время как огромная рождаемость в сирийских семьях может изменить демографическую ситуацию в стране, что, по мнению турецкой стороны, нежелательно. Эрдогану хотелось бы решить все эти вопросы до выборов в Турции, которые состоятся в 2023 году. Но на практике сделать это, договорившись с Асадом о проведении операции против курдских вооруженных формирований и о возвращении беженцев, будет весьма непросто. И на то имеется множество причин.

Асад требует, прежде всего, отвести с территории Сирии все турецкие войска. Только на таких условиях Дамаск намерен договариваться с Анкарой. Но с точки зрения Анкары требование невыполнимо: как только Турция это сделает, режим Асада немедленно постарается уничтожить оппозицию и начнет наступление на все районы, которые она контролирует. Именно так Асад действовал в прошлом и нет никаких оснований считать, что в будущем он станет действовать иначе. А если это случится, Турция потеряет в Сирии основного союзника и все козыри.

Турция, со своей стороны, требует 32-километровой безопасной зоны вдоль 800-километровой турецко-сирийской границы, ухода оттуда курдских вооруженных формирований, поселения там миллиона сирийских беженцев. Кроме того, турецкие дипломаты предлагают Асаду вернуться к аданскому соглашению 1998 года между Анкарой и Дамаском, однако с изменением его условий. Турция хотела бы согласия Дамаска на право преследовать группы РПК на сирийской территории на глубину 32 км, вместо 5, предусмотренных соглашением. Фактически это означало бы контроль Турции над частью территории Сирии. Вряд ли Асад это примет.

Турция хочет, чтобы оппозиция, включая вооруженные соединения СНА, и режим Асада договорились о мирном сосуществовании и политической деятельности, т.е. оппозиция вернется в Дамаск, а режим получит представительство в Идлибе, Джараблусе и других районах, которые контролируются сегодня Турцией и протурецкими силами. Такое развитие событий представляется маловероятным. В Идлибе царит тотальная ненависть к сторонникам Асада (город и регион сильно пострадали от их обстрелов, кроме того, половина его населения — беженцы из других районов Сирии, спасавшиеся от правительственных войск), а с другой стороны с начала гражданской войны Асад занимался только тем, что убивал представителей оппозиции и не продемонстрировал никаких признаков того, что он готов к мирному сосуществованию с ней, например в рамках многопартийных парламентских выборов. Несколько группировок оппозиции достигли примирения с Асадом на юге, но за этим последовали аресты и вооруженные столкновения.

Турция стремится вернуть сирийских беженцев домой, не только в 32-километровую зону, но в Алеппо, Хомс, Хаму. В то же время возвращение беженцев в Сирию выглядит нереально сразу же по целому ряду причин. Беженцы не возвращаются из Турции, Иордании, Ливана и других стран потому, что дома их ждут аресты, пытки, казни и ограбление со стороны вооруженных сил режима Асала и лоялистских ополчений. Это широко распространенная практика - если бы было иначе, многие уже давно вернулись бы.

Но существует и вторая причина. Подавляющее большинство сирийцев глубоко укоренились за последнее десятилетие в турецком обществе. Миллионы сирийцев устроились работать на турецкие фабрики, открыли свои кафе или даже занялись международной торговлей. Сирийский бизнес процветает в Турции и уже открыл там официально около 10 тыс компаний, однако, по мнению наблюдателей, неофициальных сирийских фирм в несколько раз больше. Используя свои связи в арабском мире, бойкие сирийские бизнесмены занялись экспортом. Многие из них процветают потому, что им легко нанять сирийских рабочих - беженцев, готовых на любую работу. Около миллиона сирийских детей учатся в турецких школах и многие из них уже не говорят по-арабски. Турция вряд ли когда-нибудь добьётся их переселения в Сирию, как потому, что они смертельно боятся возвращаться, так и потому, что они все глубже интегрируются в турецкое общество.

Елизавета Цуркова, докторант Принстонского университета, специалист по Сирии, полагает, что примирение Эрдогана с Асадом - это что-то из области фантастики. «Что будет препятствовать такой сделке, так это абсолютно бескомпромиссная позиция сирийского режима, который не захочет давать Турции никаких гарантий безопасности и который также невероятно слаб в военном отношении, - сказала Цуркова в интервью изданию «Al-Monitor». - Даже если бы Асад хотел сдержать РПК, у него сейчас нет военного потенциала для этого. И, конечно, любые гарантии, которые режим Асада может предоставить жителям северо-запада и северо-востока Сирии, бессмысленны». По ее словам, силовики Асада будут преследовать любого, кто воспринимается как противник в неподконтрольных ему районах, если произойдет какой-то раздел курдских территорий между Анкарой и Дамаском. Поэтому сирийцы, живущие на этих территориях, попытаются бежать от сил режима Асада. Произойдет новый массовый исход сирийского населения в Турцию, который нужно будет либо встретить боевыми патронами на границе, либо эта масса беженцев переместится в Турцию, как отмечает Цуркова. Оба исхода стали бы совершенно катастрофичными для любого турецкого правительства и нанесли бы смертельный удар по его имиджу.

Наконец, Турции нужно получить добро на операцию против курдов так же и от Соединенных Штатов. Но Вашингтон отказывается дать зеленый свет, главным образом на том основании, что это отвлечет внимание от борьбы с ИГИЛ, которую он ведет совместно с курдскими формированиями.

По всем указанным причинам, примирение между Асадом и Эрдоганом в настоящее время выглядит не слишком вероятным. Но Ближний Восток непредсказуем, президент Эрдоган известен своими крутыми политическими разворотами, так что полностью исключать подобный вариант тоже нельзя.

Caliber.Az
Просмотров: 4175

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
1

В России азербайджанским студентам шьют межнациональную рознь Не пора ли закрыть в Азербайджане Россотрудничество?

7063
20 Ноября 2024 00:05
2

Архитектурный скандал по поводу массового сноса в Баку Активист обвиняет – глава управления отвечает – ФОТО / ПОДРОБНОСТИ

6673
21 Ноября 2024 13:37
3

«Россотрудничество», Бастрыкин и антиазербайджанская кампания Уголовное дело за «Yaşasın Azərbaycan!»

4229
21 Ноября 2024 17:33
4

Азербайджанский счетчик Суровый, но справедливый

3350
21 Ноября 2024 15:06
5

Mission Failed По следам бесславного вояжа Паллоне в Баку

2917
20 Ноября 2024 15:13
6

«Предпродажная подготовка» Абхазии Статья Владимира Цхведиани

2210
20 Ноября 2024 17:05
7

Пейзаж для гостей с Капитолия И железная воля Баку

1939
20 Ноября 2024 19:03
8

Холостой выстрел фрау Бербок Реакция на истерику немецкого министра

1786
22 Ноября 2024 17:04
9

Грязные руки в мутной воде Париж кидает даже союзников

1659
20 Ноября 2024 10:50
10

В Баку создают первый турбоавтомобильный круг ФОТО/КАРТА

1042
22 Ноября 2024 11:48
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading