Путь Армении к новой катастрофе: оружие вместо мира Аналитика Сергея Богдана
В ходе визита пашиняновского министра обороны в Париж во вторник был подписан контракт на закупку французских самоходных артиллерийских установок. Эти поставки могут усилить реваншистские настроения, но не изменят баланс сил. Впору ставить вопрос, способна ли вообще армянская армия выстоять в военном столкновении с практически любой из соседних стран в существующей региональной конфигурации и при нынешнем внешнеполитическом курсе Еревана.
Невольным признанием этой безнадежной для армянского государства стратегической реальности стала недавняя петиция группы французских политиков и общественных деятелей, которые призвали Макрона просто разместить в Армении французскую военную базу. Тем самым реваншисты и их иностранные союзники пытаются не только подкрепить боевой дух экстремистов в самой Армении, но и превратить эту страну в еще одну площадку глобального противостояния — это было заметно по визиту армянского министра иностранных дел в Литву в эту пятницу.
Техника для нужд неоколониальных режимов
Сама материальная часть вопроса демонстрирует склонность Парижа и Еревана к эффектным жестам. Согласно подписанному контракту, до конца следующего года французы поставят армянской армии 36 самоходных артиллерийских установок «Цезарь». Он был заключен в ходе визита во Францию министра обороны Армении Сурена Папикяна — второго в этом году.
Это выглядит как серьезный политический шаг Пашиняна и Макрона. Но в отношении материальной части возникают вопросы. Собственно, саму эту самоходку французы смогли к настоящему времени продать лишь одной западной стране (Бельгии, где велико французское влияние) и еще нескольким азиатским, арабским и мелким восточноевропейским государствам, которые можно пересчитать по пальцам. Хотя выпускается она аж с 2002 года! Зато список тестировавших и отказавших от этих изделий французского ВПК впечатляет — от Норвегии до Колумбии, от Великобритании до Индии и т.д.
Париж надеется раскрутить эту систему благодаря войне в Украине, в особенности такие системы позволяют желающим иностранным государствам делать Киеву недорогие подарки: Дания уже купила эти самоходки и передала их Украине.
Впрочем, покупка «Цезаря» для Армении все равно означает шаг вперед по сравнению с тем, что Ереван получал от Парижа раньше. Ведь «Цезарей» хотя бы купила сама французская армия. А то в прошлый раз армяне обзавелись французскими бронеавтомобилями, которые французские военные протестировали, но от греха подальше покупать не рискнули, купили их только некоторые профранцузские африканские режимы.
Кстати и самое серьезное на данный момент французское приобретение Еревана — радары Ground Master 200 - на поверку оказываются изделием такого же типа. Кроме Франции их закупили лишь Сербия и Молдова, а Украине Макрон парочку подарил.
Армения действительно вооружается и увеличила расходы на армию и вооружения с примерно $700-$800 млн в 2022 году до $1,4 млрд или $1,5 млрд в этом году. Однако, как признают сами армянские аналитики, большая часть снаряжения закупается в Индии, суммарный объем контрактов с которой уже составляет около миллиарда долларов. Сейчас Пашиняну удалось добиться начала поставок от французов - но техники с сомнительной репутацией на рынке.
Оружие политического назначения
Конечно, спорные боевые качества закупаемых Арменией вооружений не помешают им сыграть важную политическую роль. Ведь практически армянские националисты и либералы — как и их аналоги в других постсоветских странах — страдают от патологического фетишизма в отношении западной техники, оружия, тактики и пр. А потому, вооружая Армению техникой, разработанной под нужды, мягко говоря, не самых притязательных регионов, Макрон как самозванный представитель Запада дестабилизирует регион, при этом особо не меняя баланса сил.
Ведь стратегическое значение таких приобретений не равнозначно их способности дестабилизировать регион. Они подольют масла в огонь реваншизма, не увеличив шансы Армении противостоять армиям практически любой соседней страны, а лишь сделав такие гипотетические столкновения более кровопролитными.
Укажем на самый важный и непреложный факт в этой связи: в последние годы Армения утратила всякую «стратегическую глубину». Проще говоря, территория ее может просматриваться и простреливаться фактически каждым из соседних государств с применением простейших артиллерийских и ракетных систем, места для сосредоточения армянских сил и средств, их маневра — минимум. Это «стратегическое обмеление» наступило не только вследствие выбивания армянских вооруженных формирований с ранее оккупированной ими территории Азербайджана — хотя это имело решающее значение. Очень важную роль сыграло и то, что отношения Еревана с его близкими партнерами прежних лет также ухудшились, прежде всего это касается Ирана. А это значит, как минимум, что армянская армия больше не сможет получить снабжение через иранскую территорию — как такое порой случалось в прежние времена.
Стоит продолжить эту цепь размышлений и констатировать, что в новой стратегической реальности Армения не может по определению устоять в любом военном столкновении. Единственный путь к безопасности для нее — это мир и нормализация с Азербайджаном и Турцией. Кстати, примером тому является история и первой армянской буржуазной республики столетней давности. Та ведь обладала схожими стратегическими параметрами, но упорно не желала договариваться с соседями - что привело ее сначала к бесконечным катастрофам, а затем к катастрофическому концу. Армянские лидеры того времени считали, что зачем им Азербайджан или Турция, если им всегда поможет Антанта. В Антанте, кстати, Франция была на первых ролях.
Макрон, введи войска...
Но может у армянских реваншистов и их зарубежных партнеров имеются и другие варианты продолжения противостояния, которые не основаны лишь на закупках оружия? Действительно, в день подписания контракта на самоходки, французские политические и общественные деятели выступили с призывом к президенту Макрону отправить французские войска в Армению, чтобы поддержать ее против Азербайджана. Впрочем, среди авторов этого прошения о вооруженной интервенции лишь один заметный политик — это известная своими контактами с армянскими националистами мэр Парижа Анн Идальго. Остальные — либо третьеразрядные политики вроде Лорана Вокье, либо малоизвестные за пределами своих институтов философы вроде Элизабет Бадентер и Роже-Поля Друа.
Списывать со счетов этот инцидент не стоит. От реакции на него зависят дальнейшие шаги Еревана и Парижа. Последний преследует в регионе сразу несколько целей. Помимо неоимперских амбиций, через поставки оружия Армении Париж и коллективный Запад решают и другую важнейшую задачу — это, разумеется, стратегический разворот Армении, который только начинается с выходом из ОДКБ. И потому поставки самоходок Армении обещаны в ускоренном режиме: 36 самоходок за 15 месяцев. Это очень сжатые сроки, например, по второму бельгийскому контракту, заключенному в июне 2022 года на 19 установок, Брюссель начнет получать их лишь в 2027 году.
Интриги Парижа на Южном Кавказе следует рассматривать в более широком контексте. Макрон, и стоящий за ним французский и европейский либеральный истеблишмент вынашивают амбиции сделать Францию (а с ней ЕС) лидером либеральной части коллективного Запада после чрезвычайно вероятной победы Трампа на выборах в США. Кроме возвращения Трампа, их подгоняет и другой страх — рейтинг Макрона уже упал до 24% на фоне роста популярности крайне правых с их идеями величия Франции. В общем, как это ни парадоксально, но, чтобы побороться за право возглавить «либеральную» часть коллективного Запада, Макрону и либералам необходимо сначала выжить в политической борьбе внутри страны, перещеголяв всех конкурентов на сцене... в неоимпериализме. А это особенно непросто учитывая то, что вся Франция только что наблюдала как солдат и наемников Макрона вышибали из бывших африканских колоний.
Это стремление Парижа заметно по целому ряду шагов помимо контрактов с Ереваном и обсуждения идеи размещения в Армении французских войск. И столь же заметно, что собственных сил и влияния у Франции не хватает. Вот свежий пример: пытаясь протащить в МАГАТЭ антииранскую резолюцию, Париж скооперировался с Берлином и Лондоном — но все равно оказалось, что без США сделать это ему не под силу. Еще более красноречивой оказалась история с планами Макрона направить свои и союзнические войска на российско-украинскую войну. Громкие заявления Макрона о войсках Франции и НАТО немедленно столкнулись со строгими отповедями союзников. А потому 6 июня французский президент уже всего лишь пообещал обучить 4 500 украинских военных и обеспечить их оружием и боеприпасами (примерно то же Германия начала делать в прошлом году). При этом Макрон признал, что об отправке французских солдат на войну пока не может быть и речи. Т.е., даже если Макрон удержит власть после предстоящих разгромных для него выборов — это вовсе не означает, что он сможет выполнить свои обещания армянским партнерам.
Безусловно, Ереван надеется, что в своем марше на Запад, куда нынешнее правительство Армении стремится «хоть тушкой, хоть чучелом», он вдобавок к французскому оружию вскоре сможет получить и некое ритуальное сближение с ЕС. Команда Пашиняна ищет ходы в ЕС кроме Парижа, по-видимому, опасаясь, что на Макрона полагаться опасно. А потому в пятницу, вместо участия во встрече министров иностранных дел ОДКБ в Алматы армянский министр Мирзоян улетел в Вильнюс. Это, мягко говоря, странное решение - литовское правительство, конечно, охотно поддержит бодания Еревана с Москвой и наобещает всего от имени ЕС, но способно ли оно что-то для армян сделать? Характерно, что, пожалуй, самым громким компонентом этого визита в ЕС стала провокативная встреча Мирзояна с деятельницей белорусской оппозиции Светланой Тихановской, точнее фотофиксация этого момента - случайно оказавшаяся в политике Тихановская в принципе не способна самостоятельно вести беседу на серьезные темы. Тем самым Мирзоян своим визитом добавил эпатажности и без того скандальной пашиняновской команде, но создало ли это для Армении дополнительные, помимо Парижа, выходы на ЕС?
На Макрона надейся, а Эрдогану все же позвони
А между тем пашиняновской команде стоило бы поторопиться с этим, ибо реакция на выстраиваемые Ереваном комбинации с участием мировых держав и интриги, затеваемые некоторыми западными державами с участием Армении, нарастает. На этой неделе оппозиционные Пашиняну СМИ с удовлетворением опубликовали новость о том, что российский и иранский МИДы обсуждают проблему вмешательства внерегиональных игроков в дела Южного Кавказа. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани намедни написал в «Х»: «На встрече со специальным представителем министра иностранных дел России [по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией] Игорем Ховаевым я разъяснил позицию Ирана в отношении проблем региона, отметив дестабилизирующие последствия присутствия некоторых внерегиональных игроков на Кавказе».
Иранский МИД затем добавил от имени Багери Кани, что «усиление иностранного вмешательства в дела Кавказского региона требует стратегической координации и постоянных консультаций между официальными лицами Ирана и России» и процитировал его призыв «максимально использовать потенциал региональных механизмов, таких как платформа 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Россия и Турция), для ответа на вызовы, стоящие перед регионом». По утверждению иранской стороны, российский представитель поддержал позиция иранского министра.
Видя это, армянское руководство не может не понимать, в какую рискованную игру оно ввязалось. Оно пытается отыграть назад в отношениях с Ираном — свидетельством чему стало признание Ереваном в пятницу Палестины в угоду Ирану.
Но это еще мелочи по сравнению с другими шагами Пашиняна — отправив Папикяна подписывать контракт с французами, глава Армении сразу же набрал Эрдогану, чтобы подчеркнуть «политическую волю к полной и безусловной нормализации отношений между Арменией и Турцией». Армянский премьер решил поговорить с турецким лидером о важности дальнейших встреч представителей двух стран и выполнения достигнутых договоренностей. А за пару дней до того Пашинян рассказал о своем предложении Баку создать механизм совместного расследования инцидентов на границе. В мае же он вообще обещал мирный договор с Азербайджаном до ноября.
Но сможет ли Пашинян устоять перед возможным приливом реваншистских настроений? Ведь у игры, которую продолжает Макрон на Южном Кавказе, есть и еще одна сторона. Французский истеблишмент тесно работает с влиятельными среди французских армян дашнаками и прочими недругами Пашиняна. И подбрасывая оружия даже столь африканско-колониального вида, Париж не просто разжигает реваншизм, но усиливает настроения, которые играет на руку прежде всего оппонентам Пашиняна. Сейчас те уже могут ссылаться на французские «дары», настаивая на необходимости и реалистичности реваншистских планов.
В этом контексте новыми красками начинают играть недавние сетования армянского премьера на «непримиримых». На прошлой неделе Пашинян сказал: «Представители элиты Нагорного Карабаха, поднимавшие тосты и обвинявшие нас в измене, сдались через два часа. Это были люди, которые обвинили нас в предательстве. Немаловажно, что они сдались за два часа, они сдали оружие на несколько миллиардов долларов, приобретенное ценой невзгод народа РА, было передано Азербайджану».
Пашинян, конечно, не стал говорить о роли зарубежных игроков, особенно Франции, в сохранении на плаву проигравшихся националистов. Для этого у Пашиняна слишком мало критичного отношения к Западу, хотя никакого альянса невозможно построить в международной политике без здорового критичного отношения к партнерам и даже друзьям. Руководство Армении продолжает искать западного оружия и вообще любой привязки к Западу (даже за счет замены одних иностранных военных баз в Армении другими) для безнадежных военных планов вместо скорейшего поиска мира и сотрудничества с соседями.
При сохранении нынешнего курса проблемы Еревана будут только нарастать. В сегодняшней военно-политической игре на Южном Кавказе главная цель Парижа, который делает ставку на то, чтобы подняться за счет противостояния с Москвой, — это использование для этого Армении и всего Южного Кавказа. Армяне станут первыми жертвами этой игры мировых держав. Кстати, вполне возможно, что затем ереванские элиты снова качнутся в сторону Москвы - недаром в пятницу генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов многозначительно заявил, что «Армения была и есть наш союзник». Этот убийственный маятник между Москвой и Западом продолжит качаться пока наконец Армения не начнет налаживать отношения в первую очередь с соседями, и лишь затем — со сверхдержавами Запада и Востока.