Рафиев рассказал о критерии успеха COP29
Заместитель министра иностранных дел Азербайджана и главный переговорщик COP29 Ялчин Рафиев в интервью AFP заявил, что он получил «позитивные сигналы» после недавних переговоров на высоком уровне между двумя крупнейшими экономиками мира, которые часто заявляют о себе как о ведущих голосах глобальных Севера и Юга на международных переговорах.
«Между позициями США и Китая был очень большой разрыв», - объяснил Рафиев, выступавший на полях ежегодного саммита высокого уровня ООН и которому поручено руководить переговорами на COP29 в Баку в ноябре этого года.
«Этот разрыв сейчас сокращается, и мы видим видимый прогресс», - добавил дипломат, заявив, что он увидел «смягчение» позиций с обеих сторон.
Хотя он отказался вдаваться в подробности, сославшись на необходимость не ставить под угрозу деликатные переговоры, он добавил: «Это дает нам понимание того, что мы можем надеяться на положительный результат на COP29».
В то время как прошлогодний саммит COP28 в ОАЭ заключил знаменательное соглашение о поэтапном отказе от ископаемого топлива, COP29 поручена новая, сложная задача: установить цену того, сколько развивающимся странам понадобится, чтобы выдержать нарастающие последствия изменения климата и перейти к более зеленой экономике.
Более десяти лет назад богатые страны, включая США, Европейский союз, Японию и другие, пообещали выделять 100 миллиардов долларов ежегодно к 2020 году на поддержку развивающихся стран.
Но эта цель была достигнута только в 2022 году впервые, и большая часть финансирования поступила в виде кредитов под высокие проценты, что вызвало жесткую критику и обвинения в нарушении обещаний.
Индия призвала ежегодно выделять 1 триллион долларов, что в десять раз превышает существующее обещание.
Развитые страны не только считают такие цифры нереалистичными, но и теперь выступают за то, чтобы богатые нефтью страны Персидского залива и Китай разделили финансовое бремя, утверждая, что первоначальный список стран-доноров основан на устаревших уровнях развития 1990-х годов.
Рафиев подчеркнул, что критерием успеха COP29 станет достижение консенсуса по окончательной главной цифре.
Однако он отказался высказаться по поводу стремления Глобального Севера расширить круг доноров, подчеркнув необходимость для принимающей страны сохранять нейтралитет.
Рафиев заявил, что Азербайджан «сделает все возможное», чтобы опубликовать свою новую климатическую стратегию до саммита в Баку, и координирует свои действия с Бразилией и ОАЭ — следующими и предыдущими хозяевами мероприятия — для достижения этой цели.
Рафиев отмел предположения о том, что зависимость от добычи ископаемого топлива делает Азербайджан неподходящим местом для проведения климатического саммита.
«Наши доходы от ископаемого топлива были инвестированы в благосостояние нашего народа», — сказал он, добавив, что Азербайджан теперь твердо нацелен на более зеленое будущее.
Страна подписала глобальное обязательство по сокращению выбросов метана, мощного парникового газа длительного действия, и взяла на себя обязательство увеличить долю возобновляемых источников энергии в своем энергетическом балансе до 30 процентов к 2030 году.
Проведение конференции, сказал он, «вдохновило нас ускорить наш энергетический переход и укрепить нашу устойчивость к изменению климата».
Рафиев отверг обвинения в адрес Азербайджана как «беспочвенные» и «циничные». «В конце концов, мы стремимся к миру, и почему это должно подвергаться критике?», - ответил он критикам.