Ракеты раздора: передаст ли Турция Украине российские С-400? Расклад Михаила Магида
Американское издание деловых кругов «The Wall Street Journal» опубликовало недавно статью, в которой указывает на то, что теоретически российские ракеты С-400, имеющиеся на вооружении у Турции, могли бы оказаться в Украине. Автор заметки Пол Колбе является директором проекта по разведке в Белферском центре науке и международных отношений Гарвардской школы Кеннеди. В прошлом в течение 25 лет он, как указывает издание, был оперативным сотрудником ЦРУ.
Колбе отмечает, что Украина крайне нуждается в системах ПВО\ПРО. В настоящее время США, по всей вероятности, согласились передать ей системы С-300, находящиеся на вооружении восточноевропейских стран НАТО (в обмен те получат американские ПВО\ПРО системы Пэтриот).
Передача именно таких систем Украине важна потому, что их военные обладают навыками работы с российскими системами, в то время как обучение обращению с Пэтриотами требует значительного времени. В то же время, Турция обладает российскими системами ПВО\ПРО близкого типа, но более совершенными - С-400. Анкара приобрела эти ракеты четыре года назад, и данная покупка вызвала острейший кризис в отношениях страны с США.
Во-первых, американцы расценили покупку С-400 как нарушение действовавших уже тогда антироссийских санкций, распространявшихся на российских оружейников. Во-вторых, США опасались, что Турция научит С-400 вести борьбу с самолетами НАТО. По указанным причинам Конгресс подверг Турцию действию закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года, лишив ее возможности приобретения истребителей F-35 для модернизации турецких ВВС. Кроме того, продажа С-400 внесла сильный раскол в НАТО, приведя к невиданному ранее охлаждению между Вашингтоном и Анкарой. Несомненно, это было удобно Москве, которая противостоит Североатлантическому альянсу, так что с ее точки зрения это была не только финансово выгодная сделка, но и отличный дипломатический маневр. Отношения между Вашингтоном и Анкарой стали резко ухудшаться несмотря на то, что Турция остается членом НАТО.
Колбе фактически предлагает Турции новую игру. Вот как это могло бы выглядеть по его словам: «США помогают Турции отправить С-400 в Украину для борьбы с российскими боевыми самолетами и ракетами, предлагают туркам американскую замену и возобновляют поставки F-35 в Турцию. Это также поможет восстановить отношения между США и Турцией... Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби недавно отметил, что Украина нуждается в новых наземных системах ПВО больше, чем в польских МиГ-29, сделка по которым была сорвана после того, как Пентагон заявил, что не считает ее «приемлемой». С-400 укрепят потенциал ПВО Украины, а исключение их из турецких запасов должно расчистить путь к восстановлению Турции в консорциуме F-35 и к отмене санкций. Пробел в турецкой ПВО может быть заполнен в краткосрочной перспективе американскими батареями Patriot и, в конечном итоге, собственными турецкими зенитными ракетами Siper, которые находятся в стадии разработки».
Такие рассуждения выглядят на первый взгляд логично, тем более что Турция уже передала Украине беспилотники Байрактар, сыгравшие исключительно важную роль в операциях Азербайджана во время 44-дневной войны в 2020 году. Почему тогда не передать С-400? Однако, на практике такое решение представляется маловероятным.
Дело в том, что оно вызвало бы крайне негативную реакцию Москвы, которая просто не смогла бы игнорировать подобное решение. Между тем, обострение отношений с Россией явно не входит в планы Турции. Так, немецкая газета Bild разместила материал, в которым указывает на продолжение турецкой политики лавирования между Россией и НАТО. И дело не только в том, что Турция намерена утвердить свою независимую политику в нынешней непростой ситуации. Дело так же в экономике и падении курса турецкой лиры. Это - одна из причин, почему президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не присоединился к санкциям против России. Турция остается единственной страной НАТО, которая продолжает торговать с Россией, как это было до войны - и все еще может выиграть от ухода западных компаний из Российской Федерации. Вот только несколько примеров.
Почти все западные авиакомпании приостановили полеты в Россию, но в то же самое время авиакомпания Turkish Airlines продолжает выполнять полеты в РФ.
Российские торговые центры сообщают, что готовы заменить западные бренды одежды и модных вещей на турецкие. Турецкие компании по-прежнему активно работают в стране, другие готовятся выйти на этот рынок, в то время как одна крупная западная компания за другой закрывает свои магазины.
Турецкая сеть ресторанов быстрого питания Chitir Chicken теперь хочет открыть филиалы в России. Если Россия согласится, то вскоре там может быть создана сеть из 500-600 торговых точек, сообщает российская газета «Известия».
Есть и другая сторона медали. Турки импортируют около 40 процентов природного газа и четверть нефти из России. Это очень близко к тем показателям, которые имеют место в случае Германии, и именно поэтому ФРГ продолжит закупать российские нефть и газ, как и ряд других стран НАТО.
Россия также является самым важным поставщиком пшеницы для Турции. В 2021 году именно из России в страну поступили 70 процентов импортного зерна. Сегодня Москва хочет ограничить экспорт зерна. Это может иметь драматические последствия для многих турок, еще больше повысив цены на хлеб. Дополнительный рост цен на хлеб, а также на энергоносители (что неизбежно приведет к повышению цен на другие виды продукции) неприемлем для Анкары.
Так что сомнительно, что Турция передаст Украине С - 400. Ее план состоит в том, чтобы иногда идти навстречу Вашингтону, иногда - Москве, извлекая выгоды из своего положения. Турция так же выступает в роли посредника на переговорах между Киевом и Москвой. Не в ее интересах сегодня полностью рвать с Россией.
В последние часы появилась новая информация по указанному вопросу. Согласно сообщениям агентства Reuters, США в ходе неофициальных переговоров предложили Турции передать Украине С-400. Выясняется, что американские чиновники обсуждали это предложение со своими турецкими коллегами в течение последнего месяца, но никаких конкретных или официальных запросов сделано не было. Кроме того, данный вопрос обсуждался во время визита заместителя госсекретаря Венди Шерман в Турцию в начале марта.
Руководство США стремится воспользоваться моментом, чтобы вернуть Турцию в орбиту политики Вашингтона. По словам американских и турецких источников, в последние недели активизировались усилия по поиску «творческих» путей улучшения напряженных отношений, хотя ни одно конкретное предложение пока не получило поддержки.
Один из источников, знакомый с идеями США по этому вопросу, сказал представителям Reuters, что Вашингтон поднял на щит такую возможность в ходе возобновления усилий по улучшению отношений с Турцией в то время, когда «Анкара обеспокоена действиями России в Украине». Таким образом, США пытаются решить сразу несколько проблем - вооружить Украину и наладить отношения с Турцией.
Но, согласно мнению аналитиков, с которыми связались представители Reuters, эта идея наверняка будет отклонена Турцией. В свое время страна закупила С-400 у РФ потому, что ее не устраивали условия, на которых США могли поставить Анкаре собственные системы ПРО\ПВО. Ракеты С-400 стали своего рода символом независимого курса страны и для президента Эрдогана и его электората они важны в этом качестве.
Аарон Стайн, руководитель филадельфийского Института исследований внешней политики, высказался по этому вопросу следующим образом: «Турции удалось пройти по лезвию бритвы, и передача российских С-400, безусловно, вызовет сильный гнев России. А для Эрдогана С-400 стали символом турецкого суверенитета, так что их передача Украине не будет выстлана цветами».
Турецкие власти не прокомментировали ни одно предложение США, касающееся передачи Украине систем С-400, которыми владеет Анкара. Однако, турецкие источники и аналитики говорят, что любое предложение такого рода не устроит Турцию. Они ссылаются на различные проблемы, начиная от технических трудностей, связанных с установкой и эксплуатацией С-400 в Украине, и заканчивая политическим кризисом в отношениях с Москвой, который Анкара получит в ответ на подобное решение.