Расплата за провокацию в Ханкенди Когда война стала неизбежной?
«Слово — не воробей, вылетит — не остановишь». Всю правоту этой пословицы давно уже понял премьер-министр Армении Никол Пашинян. Да, тот самый триумфатор «шашлычной революции», который отправил на политическую свалку так называемый «карабахский клан» во главе с Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном. Пять лет назад он грелся в лучах своего политического триумфа над ними. В рамках этого процесса, 5 августа 2019 года, Пашинян направился во временно оккупированный Ханкенди, где тогда было решено провести так называемые «Панармянские игры». Это такая сравнительно новая пропагандистская забава, придуманная еще прежними армянскими властями для обирания диаспоры под «патриотическим» предлогом. Кстати, как видим, Пашинян не отказался от этой схемы, даже сместив тех, кто ее внедрил.
Так вот, пять лет назад он навестил в Ханкенди лидеров карабахской хунты. Бако Саакян, Араик Арутюнян и прочие сидельцы бакинского СИЗО ныне могут вспоминать, как сильно пьян и весел тогда был Никол Воваевич, как танцевал он на временно оккупированных азербайджанских землях, явно считая, что поймал удачу за бороду. Эти воспоминания, предполагаю, согреют душу бывшим лидерам карабахской хунты. Впрочем, вполне возможно, что они испытывают иные эмоции и клянут Пашиняна последними словами за то, что он ляпнул, выступая в Ханкенди. «Карабах — это Армения, и точка», — заорал тогда Пашинян в микрофон. И это было то, после чего новая война стала неизбежной. Это была та самая, пресловутая «красная черта», которую перешагнул официальный Ереван.
Да, на протяжении всех тех лет, что наши земли находились под армянской оккупацией, руководители этой страны игнорировали международное право, а потом и всем известные четыре резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Да, прежние и нынешняя армянская власть саботировали мирные переговоры по урегулированию конфликта с Азербайджаном. Но всему, как говорится, есть свой предел. Пашинян, сделав в Ханкенди свое провокационное заявление, подвел черту под пределом терпения официального Баку. Именно в тот день, 5 августа 2019 года, стало понятно, что новой азербайджано-армянской войны не избежать. Кстати, в июле 2020 года, совершив военную провокацию в товузском направлении, пашиняновская Армения попыталась пойти ва-банк. Но ее планы пошли прахом. Торжество исторической справедливости и международного права случилось тогда, когда созрели все необходимые для этого компоненты.
Мы помним, как хаотично и безуспешно названивал Пашинян руководителям ведущих мировых держав в ходе 44-дневной войны. Мы помним, как президент Франции Макрон пытался защищать Армению, как мировое армянство тужилось остановить победный марш азербайджанской армии, выполнявшей задачу, поставленную Верховным главнокомандующим, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Задача эта в итоге была выполнена блестяще. Азербайджан вернул себе Шушу, Физули и иные наши земли, что так долго находились под армянской оккупацией. Пашинян же вынужден был поставить подпись под Трехсторонним заявлением от 10 ноября 2020 года. По сути, это был акт о капитуляции Армении. В которой тогда началась общенациональная истерика.
Да, она не привела к смене власти в Армении. Но только потому, что оппонентами Пашиняна являются Роберт Кочарян и Серж Саргсян — откровенно презираемые в своей же стране персонажи. Кстати, «Панармянские игры» прошли и в прошлом году, в Гюмри. Тоже в августе. И тогда Пашинян услышал в свой адрес много нелицеприятных эпитетов.
В этом году никаких «Панармянских игр» нет. Никол Пашинян и его супруга активно крутят педали велосипеда везде, где только можно. Так, глядишь, и в числе участников «Тур де Франс» премьер-министра Армении мир увидит. Впрочем, это уже его личное дело. Неоспоримым фактом является то, что Азербайджан полностью вернул все свои земли, а Пашинян, который всего пять лет назад вопил, что «Карабах — это Армения и точка», а затем отплясывал в пьяном угаре в Шуше, ныне регулярно заявляет о признании территориальной целостности Азербайджана, включая Карабах.
Акпер Гасанов