Реквием по виноградной лозе, или Что мешает развитию виноделия в Азербайджане? Обзор Хазара Ахундова
Судя по информации Госкомстата, отечественное виноделие переживает не лучшие времена: за десять месяцев в Азербайджане зафиксирован существенный спад производства вина и бренди. Примечательно, что, в отличие от других направлений алкогольного рынка, виноделие в немалой степени завязано на экспортный спрос: к сожалению, внешние поставки алкогольной продукции из винограда в денежном выражении также снизились на четверть. Свою лепту в снижение рыночного спроса на местные вина внес спад въездного туристического потока в текущем году. В целом, в отрасли уже не первый год наблюдаются проблемы, связанные с невысокими темпами прироста площадей плантаций, отсутствием интереса у малых фермерских хозяйств к выращиванию технических сортов винограда.
После варварской вырубки виноградников в Азербайджане во время горбачевской антиалкогольной кампании и длительной стагнации отрасли в 90-е годы за последние два десятилетия в нашей стране наметились позитивные подвижки, позволившие возродить эту сферу. Так, в 2002 году по инициативе Общенационального лидера Гейдара Алиева был принят закон «О виноградарстве и виноделии», следом в конце 2011 года президент Ильхам Алиев утвердил госпрограмму «По развитию виноградарства в Азербайджане в 2012-2020 годы». За указанный период был реализован ряд мер по ускорению закладки новых плантаций, приватизации, модернизации и строительству новых перерабатывающих мощностей, наращиванию объемов производства винограда и его переработки в винодельческие продукты. Для сравнения, если в начале 21 века площадь виноградных плантаций составляла чуть более трех с половиной тысяч гектаров, то к 2020 году виноградные сады были разбиты на почти 16 тысячах га.
Более чем четырехкратный рост площадей под сырьевую базу, безусловно, можно отнести к отраслевым успехам, однако в какой мере это соответствовало сформулированным в Госпрограмме целевым показателям? Согласно первой Госпрограмме, площадь виноградных плантаций еще пять лет назад должна была составить не менее 50 тысяч гектаров. Увы, но в настоящее время этот показатель втрое меньше – порядка 17 тысяч га. Также, согласно целеполаганию программы, производство винограда в стране предстояло довести до 500 тысяч тонн, а вина – до 30 млн декалитров. Однако и здесь текущая статистика ощутимо скромней. Так, согласно данным Госкомстата, в январе-октябре 2025 года в Азербайджане было собрано 206,6 тысяч тонн винограда с ростом на 3%, что в два с половиной раза меньше сформулированных в Госпрограмме показателей.

Но хуже всего обстоят дела в производстве основной отраслевой продукции – виноградных вин и бренди: в опубликованном на днях бюллетене Госкомстата сообщается, что в январе-ноябре 2025 года в стране произведено 554,7 тыс. декалитров вина, что говорит о спаде на 50,1%. Столь же печально обстоят дела и в производстве бренди, коньяков и виски: за 11 месяцев года алкогольная промышленность произвела 395,4 тыс. декалитров этих крепких напитков, что на 48,2% меньше показателя аналогичного периода 2024 года. С чем же связано нынешнее снижение отраслевых показателей, и почему в сфере виноградарства и виноделия, взявших неплохой старт в начале реформ, сегодня пробуксовывает динамика роста? Причин – объективных и субъективных здесь немало, но мы заострим внимание на ключевых факторах. Говоря о развитии сырьевой базы, следует признать, что в силу субъективных причин в Азербайджане достигшая 17 тысяч гектаров совокупная площадь виноградников преимущественно представлена столовыми сортами. Ну а на технические сорта, непосредственно востребованные винодельческой отраслью, приходится чуть более пяти тысяч гектаров, причем эти плантации большей частью находятся на балансе порядка 23 средних и крупных виноделен.
Это обстоятельство — крайне важный момент, объясняющий многие особенности развития отрасли. Дело в том, что, несмотря на принятие закона о кооперативах, реализацию совместных с международными донорами нескольких программ по развитию сельских общин, все попытки формирования устойчивых коммерческих объединений фермеров не увенчались успехом. Неудивительно, что сегодня задействованные в виноградарстве небольшие индивидуальные фермерские хозяйства в состоянии более или менее успешно производить столовые сорта винограда, большей частью реализуемые на внутреннем рынке.
Напротив, занятые выращиванием технических сортов винограда земледельцы сталкиваются с серьезными проблемами. В частности, не объединённым в кооперативы фермерам с небольшими земельными участками сложно нести немалые расходы на обслуживание виноградников, оплачивать агротехнические мероприятия, удобрения, препараты по борьбе с филлоксерой и другими заболеваниями, закупать саженцы импортных высокопродуктивных сортов. В предгорных регионах, где выращивают технические сорта винограда, весьма часто выпадает град, а существовавшей в советские годы системы с градобойными орудиями уже нет и в помине. Но хуже всего отсутствие в отрасли прозрачного и емкого рынка для сбыта сырья. Крупные и средние винзаводы изготавливают вина преимущественно из винограда, выращиваемого на собственных плантациях, закупки у фермерских хозяйств сравнительно малы, причем мелкие поставщики сырья сталкиваются с искусственным занижением закупочных цен. Для сравнения, в хлопководстве уже многие годы действуют регулируемые государством минимальные закупочные тарифы по сортам и качеству хлопка, но ничего похожего в сфере виноградарства не существует.

Субсидирование в сфере виноградарства действует, в частности, для создания нового виноградного сада одноразово в виде безвозвратного гранта фермерам выдается восемь тысяч манатов, также в течение четырех лет ежегодно выдают по 650 манатов дотаций для продолжения земляных работ. Однако по прошествии этого льготного срока виноградари сталкиваются с проблемами сбыта продукции и нерегулируемыми закупочными ценами. В данном сегменте рынка также актуальна проблема хранения урожая: специальные холодильные склады для хранения винограда и мощности для производства сусла также принадлежат крупным винодельческим предприятиям.
К сожалению, в нашей стране так и не удалось имплементировать опыт Италии, Франции, Испании, Португалии, Греции, славящихся своим разнообразием винных терруаров, а главное, наличием семейных или кооперативных микро-виноделен (domaine, tenuta, castello), где производят малыми партиями домашние вина, граппу, бренди.
К объективным моментам, снижающим спрос на вина и бренди на внутреннем рынке, следует отнести заметно возросшие в последние годы акцизы. Причем этот процесс продолжается, и в рамках проекта Закона «О государственном бюджете Азербайджанской Республики на 2026 год» с 1 января 2026 года акцизы на вина возрастут на 31%, на игристые вина — на 28%. В свою очередь, на бренди и коньячные материалы акцизы повысятся с 4,8 до 5 манатов за литр, примерно на 4,2%.
Здесь уместно напомнить, что эти и ряд других проблем были ощутимо усугублены в период пандемии коронавируса: в 2020–2021 годах в период локдаунов как фермеры, так и крупные винзаводы столкнулись с огромным проседанием рынка. В стране не работали объекты общепита, не проводились свадьбы, замер как внутренний, так и въездной туризм, сократился экспорт алкоголя, а все эти направления традиционно обеспечивали значительную долю сбыта продукции виноделия.

В последующие годы для повышения отраслевой динамики в стране стали проводиться винные фестивали в Шамахе и других городах страны, развиваются дестинации энотуризма для популяризации винодельческих регионов страны, а главное, усилилась деятельность Агентства поощрения экспорта и инвестиций Азербайджана (AZPROMO) по продвижению отечественных вин и бренди на внешнем рынке. В последние годы усилиями AZPROMO, торгпредств и при поддержке торговых и винных домов Азербайджана в Польше, Латвии, Китае, а также в ряде других стран Азии и на турецком рынке заметно увеличилась доля поставок азербайджанских вин и бренди. Сегодня винодельческую продукцию экспортируют порядка 15 отечественных производителей, однако крупными экспортерами являются лишь 4-5 ведущих компаний.
Увы, но все эти меры не всегда обеспечивают должного эффекта. Так, по данным Госкомстата, за десять месяцев текущего года совокупный экспорт азербайджанского виноградного вина и сусла составил 122,5 тысяч декалитров на общую сумму $3,557 млн, снизившись на 22% в объемах, а в денежном эквиваленте поставки сократились на 25,6%. Спад внешних поставок в основном связан с тем, что основным рынком сбыта продукции азербайджанского виноделия по-прежнему являются Россия и другие страны СНГ. Сохраняющаяся узость рынков сбыта — главный фактор уязвимости: недавнее охлаждение азербайджано-российских отношений снизило динамику товарооборота по ряду отраслей, в том числе и в сегменте виноделия. На снижение производства и экспорта вин и бренди также повлиял 1,8% спад въездного туризма в нашу страну, в первую очередь из РФ, Индии, ряда постсоветских государств. Зарубежные гости традиционно являются крупной целевой группой для винодельческой отрасли, туристы активно дегустируют местные вина и массово вывозят их в качестве сувениров.
В свете сказанного остается надеяться, что значительную часть субъективных факторов, препятствующих динамичному развитию отечественного виноградарства и виноделия, в скором времени удастся преодолеть. Согласно инициированной главой государства «Госпрограмме развития виноградарства в Азербайджане на 2018-2025 годы» предусмотрен ряд мер по ускорению закладки новых плантаций, наращиванию перерабатывающих мощностей. По мере разминирования сельскохозяйственных земель в Карабахе, разбивки новых виноградных плантаций в других регионах Азербайджана в ближайшие годы их общую площадь планируется довести до более чем 23 тысяч гектаров, а ежегодные сборы урожая повысить до 250-300 тысяч тонн.







