twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Сирия: головоломка Джулани Расклад Шерешевского

23 Декабря 2024 11:28

Когда 27 ноября группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) начала наступление на Алеппо, никто, даже самые искушенные эксперты, не могли себе представить, что через 11 дней режим в Дамаске падет. 

Сокрушительное поражение асадитов стало результатом нескольких процессов, вызвавших кумулятивный эффект. Правительственная армия годами превращалась в банды, грабившие местное население, конкурировавшие между собой за право собирать дань с народа и практически отказавшиеся от обучения новых солдат — такая армия была мало на что способна. Со своей стороны, ХТШ создала в последние четыре года мобильную армию, управляемую генштабом, с высоко мотивированными и хорошо обученными штурмовыми соединениями, с современными средствами связи и командами, освоившими навыки войны дронов.

Наконец, силы союзников Асада оказались в сложном положении, поскольку были отвлечены другими делами. Россия сконцентрировала свои усилия в Украине, ливанская «Хезболла», защищавшая Алеппо от повстанцев ХТШ, была вынуждена отвести свои войска домой, чтобы противостоять Израилю, и понесла тяжелые потери. Иран, также втянутый в конфликт с Израилем, не смог бы ввести свои войска в Сирию, поскольку они немедленно были бы уничтожены израильскими ВВС, имеющими тотальное господство в воздухе.

Экономический коллапс

Взяв Дамаск, новые власти столкнулись с теми же проблемами, что и режим Асада, и к ним добавились новые. По данным ООН, свыше 90 процентов сирийцев живут ниже черты бедности. У многих проблемы с доступом к базовым услугам, включая продукты, медицину, электроэнергию. Часть инфраструктуры разрушена в ходе гражданской войны, продолжавшейся с 2011 года. В стране миллионы перемещенных лиц, в то время как другие миллионы сирийских беженцев, нашедших убежище за рубежом, обдумывают возвращение домой. Сирия находится под санкциями США, включая самую тяжелую — Закон Цезаря, который делает практически невозможными иностранные инвестиции. Казна пуста, и новому правительству нечем платить деньги бюджетникам, о чем оно уже заявило. Бежавший из страны Башар Асад и его семья вывезли миллиарды долларов.

Но растущий кризис связан еще и с тем, что Сирия лишилась двух важных спонсоров. Россия экспортировала в эту страну дешевый хлеб, и сегодня поставки прекращены. Иран передавал режиму десятки тысяч баррелей нефти в день и тоже свернул поставки, из-за чего уже остановились нефтеперерабатывающие предприятия. Сирия, и без того разоренная войной, столкнулась с новыми угрозами в виде надвигающегося голода и топливного кризиса.

Военно-политический кризис

Кроме финансового и социального кризиса, у ХТШ имеются не менее или даже более серьезные военно-политические проблемы. Новый сирийский лидер, Абу Мухаммед аль-Джулани, или, как он себя называет сегодня, Ахмед аш-Шараа, не управляет значительной частью территории Сирии. 

Вооруженные формирования курдов, которые находятся под руководством кадровых офицеров РПК (Курдская рабочая партия), контролируют около трети территории Сирии на севере и востоке страны. Там же находятся американские базы. Около 2 тыс. военных США присутствуют на контролируемых курдами территориях, обучают курдских военных и вооружают их, а также защищают.  

Поскольку РПК параллельно ведет террористическую войну за «самоопределение курдов» на турецкой территории, Турция сосредоточила в Сирии и на ее границах несколько десятков тысяч своих военных. Части турецкой армии и связанной с ними сирийской группировки СНА (Сирийская национальная армия) давно контролируют северные районы страны и ведут бои против прокурдской администрации. Режим ХТШ не властен над этими районами и группировками.

На юге страны и в пригородах Дамаска действуют различные отряды, ранее сражавшиеся с Асадом, называющие себя ССА (Сирийская свободная армия), причем некоторые из них считают ХТШ своими врагами. 

Израиль продвинулся на ряде участков сирийской территории, где его войска заняли более выгодные им позиции. Одновременно израильские ВВС нанесли удары по 500 военным объектам, брошенным армией Асада, уничтожая запасы тяжелого оружия, боевые самолеты и ВМС, с тем чтобы они не достались новому правительству, которому они не доверяют.

Новые правители Сирии располагают наиболее мотивированными, дисциплинированными вооруженными формированиями, но их численность вряд ли превышает 20-30 тыс. Это всего лишь самая мощная из всех группировок на территории Сирии, но не более того. У Джулани не хватит сил, чтобы контролировать всю Сирию, опираясь лишь на военную мощь.

Режим Асада получал часть необходимой ему нефти из Ирана и часть необходимой ему пшеницы из России. Все это предоставлялось режиму на льготных условиях, хотя, конечно, иранцы скупали различные ресурсы и предприятия в надежде когда-нибудь вернуть свои деньги. Но сегодня режим ХТШ не получает ни иранской нефти, ни российского хлеба. Это может привести к голоду. В подобной ситуации удерживать одним насилием власть в такой стране, как Сирия, набитой оружием и вооруженными группировками, сложно, а в долгосрочной перспективе невозможно. 

Поэтому Джулани, бывшему студенту университета в Дамаске, изучавшему там работу СМИ, пришлось сменить военный костюм на пиджак. Особое впечатление на публику произвело его недавнее появление перед фотокамерами вместе с женой; головной платок последней лишь намекал на хиджаб, но вряд ли был им.

Дипломатия Джулани

Руководство ХТШ вынужденно было изменить не только имидж. Оно стало менять политику в отношении иностранных государств и собственных меньшинств (большинство сирийцев — мусульмане-сунниты, к которым принадлежит и ХТШ, меньшинство — христиане, алавиты и шииты). В прошлом у него были конфликты с меньшинствами. Сегодня бойцы ХТШ запрещают нападения на христиан. В городах с шиитским населением раздают продукты питания. Им не нужны погромы, резня и хаос, которые подорвали бы власть ХТШ внутри Сирии и разрушили бы зачатки хрупкого доверия международных держав к новым лидерам этой страны, к их способности навести порядок, сидя в Дамаске.

Джулани говорит, что отказался от идеи международного джихада и намерен заняться государственным строительством в Сирии. Все ждали атаки ХТШ на российские военные базы — ведь Москва еще недавно помогала Асаду и бомбила повстанцев в Идлибе, где находилось руководство группировки во главе с Джулани. Но сегодня его боевики охраняют российские базы, а сам он ведет переговоры с Кремлем. Ничего личного, просто бизнес! Да, вчера мы воевали, но сегодня нам уже нет смысла это делать, хотите сохранить базы — ок, а что вы дадите взамен? Нам нужен хлеб и нечем за него платить...   

Хотя Джулани опирается на союз с Турцией и Катаром — двумя союзниками, которые годами финансировали и укрепляли его армию, он хочет сохранять хотя бы элементы независимости. Для этого он нуждается в поддержке разных стран. Он ведет переговоры с Россией, американцами, европейцами. Он говорит, что самое главное, в чем нуждается новый режим, это снятие санкций.

Но сбалансировать противоречивую систему международных отношений новой Сирии с партнерами будет сложно. Евросоюз устами руководителя его МИД Кайи Каллас заявил, что европейцы готовы сотрудничать с Сирией и снять с нее санкции лишь в том случае, если в этой стране не будет российских военных баз.

Американцы выдвинули свои требования в ответ на просьбу Джулани. Они хотят, чтобы правительство Сирии проявляло терпимость в отношении американского союзника — Израиля. Но как это сделать, если Израиль давно аннексировал часть сирийской территории (Голанские высоты), а сегодня его войска продвигаются в глубину Сирии? Впрочем, воевать с Израилем Джулани сегодня все равно не может. Кроме того, США хотят инклюзивного светского правительства с участием национальных и религиозных меньшинств, включая курдов и алавитов. Это вряд ли устроит Турцию, которая время от времени проводит операции локального уровня (вместе с СНА) против РПК на северо-востоке Сирии.

Сама Турция готова предложить новой Сирии многое. В конце концов, Анкара одержала стратегическую победу, имеющую огромное значение. Ее союзники, ХТШ и СНА, удалили из Сирии режим Башара Асада, иранскую марионетку, имевшую к тому же связи с Россией. Президент Турции Эрдоган хочет, чтобы в Дамаске сидело дружественное ему правительство. Он также заинтересован в возвращении домой миллионов сирийских мигрантов, чье присутствие в Турции вызывает серьезное раздражение части населения. 

Турция намерена разрушить курдский анклав, управляемый автономной администрацией, связанной с РПК. Анкара ждет от Джулани содействия в этом вопросе. Что предпримет Джулани? Требования США и Турции прямо противоположны...

Сегодня ХТШ не до войны с курдами. И к тому же, пока войска США защищают курдскую администрацию, с ней все равно ничего нельзя сделать. Так что в обозримом будущем Джулани вряд ли атакует курдов. С другой стороны, новая администрация Дональда Трампа, который вернется в Белый дом уже в январе следующего года, может вывести войска из Сирии. Трамп симпатизирует Эрдогану и давно уже намеревался уйти из Сирии, передав ее в аутсорсинг Анкаре. Если это случится (что не факт, ибо Трамп непредсказуем), то ХТШ примет участие в совместной с Турцией операции против курдов. Ни одно правительство в Дамаске не согласится передать в управление курдам житницу Сирии и ее нефтяные месторождения.

У Турции есть и другие планы на Сирию, притом весьма обширные. Она хочет подписать с правительством Джулани ряд военных соглашений, аналогичных заключенному ранее с Ливией соглашению о разграничении морских пространств. Хулуси Акар, председатель комитета по обороне турецкого парламента и бывший министр обороны, заговорил о заключении морского соглашения с Сирией во время интервью на парламентском телеканале. По его словам, такое соглашение могло бы очертить зоны морской юрисдикции в Средиземном море.

В 2019 году Анкара заключила аналогичное соглашение с Ливией, точнее, с Правительством национального единства (ПНЕ) в Триполи, которое признано международным сообществом. Это вызвало острые споры с Египтом, Грецией и Кипром, которые посчитали, что Турция и Ливия приписали себе слишком большие куски восточного Средиземноморья, включая области, богатые газом.

Что сулит новое соглашение с Дамаском, если оно будет подписано? Акар также сказал, что использование сирийских аэродромов, морских объектов и логистической инфраструктуры ускорит усилия Турции по восстановлению и развитию Сирии. Он подчеркнул, что потенциальное соглашение о разграничении морских пространств может послужить краеугольным камнем для углубления связей, позиционируя Турцию как ключевого игрока в процессе восстановления Сирии и региональной стабильности. 

Еще один мегапроект, способный принести в Сирию большие деньги, — катарско-турецкий газопровод. Такие планы недавно были озвучены Анкарой. Этот газопровод понесет катарский газ через территории Саудовской Аравии, Иордании, Сирии и Турции в Европу. 

Одновременно в международную прессу просочились сведения о том, что Турция предлагает своих экспертов для помощи в работе по всем направлениям деятельности нового правительства ХТШ. Т.е., согласно плану, работу всех сирийских ведомств станут курировать турецкие эксперты. Это, наряду с другими турецко-катарскими проектами, могло бы помочь послевоенному восстановлению Сирии и, одновременно, привело бы к огромному усилению турецкого влияния в этой стране. Но согласится ли на такое Джулани? И как насчет американских санкций, блокирующих инвестиции в Сирию? Снимет ли их Вашингтон?

Хрупкий баланс сил

Руководство ХТШ стремится усилить контроль над Сирией. Однако, оно не сможет выжить без иностранных финансовых вливаний в условиях экономического коллапса. Поэтому оно намерено балансировать между Турцией, США, Евросоюзом и Россией, с тем, чтобы получать от них помощь. Кроме того, руководство ХТШ хочет, чтобы влияние этих стран взаимно ограничивало и уравновешивало друг друга. 

Джулани надеется на то, что он сможет сохранить отношения со всеми, ни с кем не поссориться, добиться снятия санкций, привлечь в страну инвесторов и гуманитарную помощь, и при этом останется независимым политическим актором. 

Но как сочетать турецко-катарский газопровод, морские соглашения в восточном Средиземноморье с желанием США поддерживать курдов и Грецию в их спорах с Турцией? Как сохранить российские военные базы и потоки дешевого хлеба в условиях, когда Евросоюз может снять с Сирии санкции только в обмен на ликвидацию баз? Это — головоломка, которую Джулани предстоит решить.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 352

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Cамые читаемые
1

Такой будет новая станция Бакметрополитена Которую не строят уже больше года / ФОТО

11969
21 Декабря 2024 14:25
2

Политическое напряжение в Грузии: планы Зурабишвили и риски для региона Аналитика Цхведиани

2807
21 Декабря 2024 17:03
3

В бакинском университете открыта кафедра русского языка

2102
21 Декабря 2024 12:34
4

Военные альянсы Армении: Франция, Индия и греческий след Реакция Баку на заставит себя долго ждать

1013
23 Декабря 2024 09:00
5

Le Monde: Макрон пытается максимально засекретить все аспекты своей жизни ФОТО

991
22 Декабря 2024 22:04
6

Еврокрикуны и евроклевета Антиазербайджанская ангажированность ЕП

961
20 Декабря 2024 13:01
7

Очередной сеанс лавирования Пашиняна Все та же заезженная пластинка

873
20 Декабря 2024 11:00
8

Вашингтон изменит подход к Южному Кавказу: прогноз будущей политики Трампа Цукерман и Нозадзе на Caliber.Az

835
22 Декабря 2024 10:17
9

Тезисы Алиева и Киев в зоне риска «События» с Мурадом Абиевым

787
21 Декабря 2024 18:30
10

Закат над «цветущим садом» Аналитика Лиманского

763
20 Декабря 2024 17:08
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading