Сирия как поле соперничества Турции и Израиля Расклад Шерешевского
Одним из итогов ближневосточных войн в последние два года стало ослабление Ирана и его союзников, причем их главным провалом оказалась потеря Сирии, где пал проиранский режим Башара Асада. Это привело к появлению вакуума власти, который стремятся заполнить две державы — Турция и Израиль. Сирия стала полем соперничества между ними.
В Дамаске правит близкое к Анкаре правительство Ахмеда аш-Шараа, контролирующее часть территории Сирии. В друзской Сувейде и на северо-востоке Сирии появились «автономные правительства», опирающиеся на собственные вооруженные силы. Турция выступает за централизованное государство в Сирии, и не удивительно — ее эксперты участвуют в управлении министерствами нового режима, в то время как союзники Анкары, катарцы, платят зарплату местным чиновникам. Израиль, напротив, заинтересован в ослаблении и децентрализации Сирии, он делает ставку на друзов и ведет переговоры с курдами.
Обе страны имеют на территории Сирии свои военные базы и войска. Турция разместила своих военных в северной Сирии, Израиль контролирует ряд южных регионов и требует полной демилитаризации Сирии вплоть до столицы — Дамаска.
Турецкие войска систематически атакуют курдские формирования, поскольку руководство «курдской администрации» состоит из враждебных Анкаре элементов, из партийных кадров Курдской рабочей партии (ПКК), группировки, которая ведет вооруженную борьбу против Турции. Анкаре не нравится, что в Сирии на ее границах ПКК создала, фактически, свое государство. Впрочем, в настоящее время Турция ведет переговоры с ПКК о разоружении и мирном решении «курдского вопроса», поэтому Анкара воздерживается от проведения масштабной операции против «автономной администрации» ПКК в Сирии.
Израиль проводит аресты и вооруженное патрулирование в Южной Сирии, и это сопровождается конфликтами с местными суннитскими племенами. Кроме того, ВВС Израиля периодически бомбят базы с тяжелым вооружением и другие объекты на территориях, контролируемых сирийским правительством. Используя огромные возможности ВВС с их ультрасовременными боевыми самолетами, Израиль пытается диктовать условия региону.
Новое обострение связано с последними инициативами Анкары. Турция пытается разместить радары на территории Сирии, сообщили западные источники в разведке израильскому изданию «The Jerusalem Post». В Израиле считают, что размещение этих радаров на сирийской территории нанесет ущерб способности Израиля наносить удары по целям в Иране, поскольку Израиль использует сирийское воздушное пространство для бомбежек ИРИ.

Размещение радаров на сирийской территории значительно ограничит свободу действий ВВС Израиля в сирийском воздушном пространстве, как это было в случае недавних ударов, поскольку турецкие радары могут обнаруживать активность израильских самолетов над страной.
Один из источников сообщил газете The Jerusalem Post, что Турция планирует передать радиолокационные системы сирийским военным, представив этот шаг как усиление сил президента Ахмеда аш-Шараа. Однако турецкий персонал останется ответственным за эксплуатацию систем, что даст Анкаре доступ к собранной разведывательной информации и контроль над ней.
Израиль, раздраженный усилением турецкого влияния, наносит удары по базам ВВС Сирии. Вскоре после падения режима Асада в прошлом году Израиль нанес авиаудары по военным объектам в Сирии, включая базы ВВС, такие как Т-4, на фоне растущей обеспокоенности тем, что Турция создаст там свои собственные постоянные военные базы и разместит беспилотники.
Конфронтация еще больше обострилась, когда проправительственная турецкая газета Yeni Şafak опубликовала заголовок: «Израиль — враг номер один Турции». Статья появилась через день после встречи премьер-министра Биньямина Нетаньяху с лидерами Греции и Кипра в Никосии. В ходе трехстороннего саммита Нетаньяху заметил: «Тем, кто мечтает о восстановлении своих империй, это не удастся».
Эрдоган ответил: «Будь то в Восточном Средиземноморье или где-либо еще, мы не берем то, что нам по праву не принадлежит, и мы не позволяем отнимать наши права». Он добавил: «Соглашения могут заключаться, документы могут подписываться, послания могут передаваться различными способами, но ничто из этого не изменит нашу политику».







