Сначала конституция, потом граница Авантюрная комбинация Еревана
Правительство Армении пытается провернуть авантюрную комбинацию на Южном Кавказе под предлогом нормализации отношений с Турцией. Так, секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян, выступая на форуме «АПРИ 2024», заявил о том, что Ереван рассматривает процессы Армения-Азербайджан и Армения-Турция как отдельные и отличные друг от друга процессы.
«Эти процессы мы рассматриваем по отдельности. Есть отношения Армения-Азербайджан и отношения Армения-Турция. И работаем на этих направлениях по-разному. Да, некая взаимосвязь возможна. Но наш подход следующий: если есть две сложные формулы для решения, и вы объединяете эти сложные формулы, решение станет еще сложнее. Таким образом, их необходимо разделять. Наше понимание и подход заключаются в том, что у нас есть два разных направления», — витиевато сказал Григорян.
Из заявлений армянского чиновника следует вывод: в Ереване пытаются разыграть «формат урегулирования» армяно-турецких отношений, который базировался на выстраивании двусторонних отношений между Анкарой и Ереваном без учета интересов Баку. Очевидно, что в правящей верхушке «страны камней» так и не вынесли должных выводов о том, что полноценная нормализация отношений Армении с Турцией возможна лишь с учетом интересов Азербайджана. При этом Ереван продолжает торпедировать нормализацию отношений с Баку, опираясь на поддержку своих западных партнеров, содействующих милитаризации региона через военные поставки в Армению. Так насколько уместно говорить о нормализации армяно-турецких отношений с учетом этих факторов? Попробуем разобраться.
Чего добивается Армения от Турции?
Не секрет, что в Ереване давно мечтают об открытии границы с Турцией. Этот вопрос поднимался Арменией еще в период оккупации азербайджанских территорий, но повис в воздухе в виду категоричной позиции Турции. В Анкаре четко заявили, что открытие армяно-турецкой границы возможно после урегулирования Карабахского конфликта и полного восстановления территориальной целостности Азербайджана. На нынешнем же этапе, когда Азербайджан окончательно закрыл вопрос Карабаха, армянская сторона пытается вновь реанимировать вопрос открытия турецкой границы, причем ссылаясь на прежние договоренности с Турцией. В частности, подтверждают это заявления Армена Григоряна о том, что «Армения ожидает, что достигнутая договоренность об открытии сухопутной границы для обладателей дипломатических паспортов и граждан третьих стран будет претворена в жизнь», а также заявления главы армянского МИДа Арарата Мирзояна, которые он озвучил на пресс-конференции в Эстонии. «Армения готова к установлению дипломатических отношений с Турцией и к открытию границы», — сказал армянский министр во время совместной пресс-конференции с эстонским коллегой Маргусом Цахкной, не преминув напомнить, что у Армении есть договоренности с Турцией о постепенном урегулировании отношений и открытии границ.
Действительно, в феврале минувшего года тот же Мирзоян на заседании правительства, представляя итоги своего визита в Турцию (15 февраля 2023 года), сообщал о неких договоренностях между Арменией и Турцией. «Достигнуты конкретные договоренности. Есть решение ускорить процесс диалога с целью окончательного открытия границы между Арменией и Турцией», — сказал тогда Мирзоян, подтвердив, что имеется договоренность об открытии армяно-турецкой границы для граждан третьих стран и держателей дипломатических паспортов Армении и Турции до начала туристического сезона.
В начале июня 2024 года вице-спикер парламента Армении и спецпредставитель по переговорам с Анкарой Рубен Рубинян поведал журналистам о том, что Армения не видит пока шагов со стороны Турции по открытию границы, но надеется, что достигнутые ранее договоренности будут выполнены.
Как видим, армянская сторона постоянно напоминает Турции о неких договоренностях по открытию границы, но при этом не устраняет причины, которые мешают нормализации отношений с Анкарой. А ведь в марте текущего года член Совета по безопасности и внешней политике при президенте Турции Месут Хаккы Чашын в кулуарах III Дипломатического форума в Анталии, выражая позицию Анкары, предупреждал Армению, что, потакая Франции, Ереван еще больше усложняет свое положение в регионе. Он также заявил о том, что путь к открытию армяно-турецкой границы лежит через объективное отношение к Азербайджану.
Иными словами, Анкара напомнила Еревану, что вопрос открытия армяно-турецкой границы напрямую связан с политикой Армении в отношении своих соседей и невмешательством третьих стран в нее, в первую очередь со стороны Франции. Заодно в Турции подчеркнули, что решение вопроса открытия армяно-турецкой границы возможно с учетом интересов Азербайджана.
Анкара требует от Еревана изменить Конституцию
Одним из важных условий Анкары для нормализации отношений с Ереваном является изменение Конституции Армении, в которой сохраняются территориальные претензии к Азербайджану и Турции. В частности, эту позицию Турции озвучивал председатель Совета старейшин Организации тюркских государств, бывший премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в марте текущего года в Баку.
«Необходимо внести изменения в Конституцию Армении. На государственном гербе Армении изображены наши земли и Агрыдаг. Это должно быть устранено», — заявил Йылдырым, выступая на конференции, затронув вопрос открытия Зангезурского коридора, которому препятствует Армения. «Зангезурский коридор также должен быть открыт. У Армении была такая возможность после решения карабахского вопроса», — заявил Йылдырым.
По сути, Турция уже озвучила свои условия Армении, без выполнения которых говорить о восстановлении дипломатических отношений и открытии границы бессмысленно. Причем главный посыл Турции армянской стороне заключается в том, что иллюзии Еревана на сближение с Анкарой в обход интересов Баку абсолютно беспочвенны и не возымеют практической реализации. Усвоят ли наконец в Ереване этот важный месседж Анкары — большой вопрос. Так или иначе, открытие границы зависит от дальнейших шагов Еревана, если они будут соответствовать мирной повестке Баку.