США поджигают Южный Кавказ Армения превращается в прокси-образование
20 июля подразделения Вооруженных сил Армении подвергли обстрелу из крупнокалиберного оружия позиции азербайджанской армии в направлении населенного пункта Истису Кяльбаджарского района. Удивительным образом эта провокация произошла аккурат в разгар совместных военных учений Армении и США, проводимых на территории РА. Как сообщает Министерство обороны Армении, цель учений — повышение уровня слаживания подразделений, участвующих в международных миротворческих миссиях в рамках миротворческих операций, обмен передовым опытом в области управления и тактической коммуникации, а также повышение боеготовности армянского подразделения.
Вопреки благозвучности заявленных целей учений, они со всей очевидностью предназначены для подготовки к наступательным и диверсионным действиям в горной местности. Иными словами, армянская армия готовится к проведению подобных операций в приграничных с Азербайджаном регионах. Американцы и европейцы в Армении вместе проводят эту работу, которая также включает в себя разведывательные действия против нашей страны на условной границе.
Но и это еще не все. Как стало известно азербайджанским СМИ, обстрел азербайджанских позиций был совершен при участии военных советников, представляющих США, Францию и Евросоюз. Вашингтон и его сателлиты таким образом решили испытать в боевой обстановке недавно переданное Армении летальное оружие, а также отследить, как будет реагировать на обстрел азербайджанская армия.
Учитывая тесные стратегические отношения, которые США и Армения выстраивают вот уже более пяти лет, масштабную разведывательную инфраструктуру, которой обладают американцы в этой стране, гарантии военной и иной помощи, закрепленные на трехсторонней встрече ЕС-США-Армения в Брюсселе 5 апреля этого года, а также предвзятую позицию Вашингтона по армяно-азербайджанскому урегулированию, стремление продвигать деструктивный нарратив о якобы имевшей место в Карабахе «этнической чистке», данный приказ совершить провокацию не вызывает удивления.
Совершенно естественным образом эта политика США еще больше отдаляет Армению и Азербайджан от мирной повестки дня. Этим недружественным актом США окончательно расписались в отсутствии права выступать в качестве посредника в мирном процессе между двумя странами.
Чего же добиваются Соединенные Штаты? Полное восстановление Азербайджаном территориальной целостности и суверенитета больно ударило по выстраиваемой годами конфигурации Южного Кавказа как конфликтного региона, что позволяло третьим державам, используя систему сдержек и противовесов, продвигать свои интересы в регионе. Это именно та самая политика разделительных линий, о которой постоянно говорит президент Ильхам Алиев. Не случайно об этих самых разделительных линиях упомянул президент и во время своей встречи с участниками медиафорума в Шуше, касаясь взаимоотношений с администрацией демократов в США.
Однако теперь эта политика встретила на своем пути препятствие в виде появившейся на Южном Кавказе самостоятельной силы, расправившего плечи Азербайджана, который начал служить флагманом движения за политическую субъектность всех трех стран региона. И нужно заметить, что соседняя Грузия плодотворно использует опыт нашей страны в укреплении собственной государственности и независимости от внешнего влияния.
К сожалению, того же нельзя сказать об Армении. Все еще находясь в плену многовековых иллюзий о собственной исключительности, армянский народ и избранные ими руководители легко поддаются соблазну действовать по наущению мировых кураторов, которые всячески подпитывают в них реваншистские настроения. Добавим к этому чисто материальный интерес армянского руководства в финансовой и иной помощи из-за рубежа и получим печальную картину – Армения снова используется в качестве форпоста, а если называть вещи более реальными именами, расходного материала для разжигания пожара на Южном Кавказе и шире – на восточных границах Турции.
Да, мы не должны забывать о том, что хоть братская Турция и является членом НАТО, тем не менее, в силу возрастающей в последние десятилетия ее геополитической мощи страна является причиной дискомфорта для Вашингтона, привыкшего к пассивности своих союзников. Сильная, независимая и, главное, геополитически активная Турция представляет, по всей видимости, опасность для экспансионистской политики Соединенных Штатов, их стремления оставить за собой роль мирового жандарма.
Логика США заключается в том, что христианскую Армению следует использовать как плацдарм против окружающих мусульманских стран — Азербайджана и Турции, но не Ирана. Не потому ли словно воды в рот набрал одиозный шовинист — посол Ирана в Армении Мехди Собхани, что политика США направлена на ослабление стратегического, братского союза Турции и Азербайджана, по всей вероятности, ставшего для определенных сил в Тегеране страшным сном. Могу допустить, что этим же интересом объясняется и вялая реакция России, которая, имея колоссальные ресурсы влияния на Армению, пока ограничивается лишь заявлениями.
Таким образом, Турции следует серьёзно обеспокоиться последними действиями Штатов на ее восточных рубежах. Все идет к тому, что США будут взращивать из Армении некое террористическое прокси-образование против Турции, точно так же, как до сих пор они использовали террористов YPG/PKK, базирующихся в Сирии и Ираке. И в истории столетней давности имеются схожие прецеденты — достаточно вспомнить вооружение и обучение армянских дашнаков и их использование против османов. В дряхлеющем Байдене словно реинкарнировался Вудро Вильсон, стремившийся оттяпать от Турции жирный кусок в пользу Армении. Америка снова ввязалась в активную фазу игры за доминирование на Южном Кавказе. Хаос, который Штаты однажды посеяли на Ближнем Востоке, они хотят теперь перенести на наш регион.
Есть определенные надежды на то, что в случае победы на президентских выборах в США Дональда Трампа, в Белом доме возобладает прагматизм, и Вашингтон воздержится от опасных авантюр на Южном Кавказе, в отличие от своих оппонентов из демократического лагеря. Впрочем, не будем впадать в крайность и связывать слишком большие ожидания с приходом к власти республиканцев, который, к тому же, хоть и очень вероятен, но не предопределен. Здесь мы можем ступить на скользкую почву предположений — их нужно принимать в расчет, но готовиться нужно всегда к худшему сценарию.
И это именно та политика, которой следует Азербайджан в своей новейшей истории. Азербайджан остается верен своей стратегии укрепления как своего суверенитета, так и стратегического взаимодействия с целым рядом внешних игроков. Синергия этих векторов до сих пор приносила колоссальные плоды. Наша задача — всячески укреплять эту стратегию.