Станет ли Пашинян Брандтом? Жизнь после мирного договора
Все войны рано или поздно заканчиваются. Даже 100-летняя война между Англией и Францией, длившаяся с 1337 года по 1453 год, закончилась. Извечные в прошлом противники Англия и Франция, Германия и Франция, Испания и Нидерланды (которые воевали целых 80 лет) – все это осталось в прошлом, сегодня они мирно сосуществуют в рамках ЕС (Великобритания, правда, вышла из ЕС, но это мало что меняет), где нет ни границ, ни территориальных претензий.
Вне всякого сомнения, когда-нибудь наступит мир и между Азербайджаном и Арменией. Не берусь назвать точную или хотя бы примерную дату – до конца этого года, в следующем году, через 5-10 лет. Но мирный договор все равно будет подписан. И здесь мы подходим к интересному моменту – многие говорят о возможности подписания мирного договора, и мало кто о том, что будет после него. Да, соглашение, в котором признается территориальная целостность и суверенитет стран, нерушимость границ (которые еще предстоит установить) – вещь важная, но не самая главная. На мой взгляд, намного важнее то, что будет после подписания мирного договора. По какому пути пойдет Армения – по пути послевоенной Германии или Японии? А ведь разница тут существенная.
Разгром милитаристской Японии в 1945 году, написание новой конституции в 1947 году (причем, текст писали в основном чиновники американской оккупационной администрации), запрет иметь армию (в последующем все же были созданы силы самообороны), отказ от территориальных претензий и приобретений, открыли путь к японскому экономическому чуду. Однако подспудно в японском обществе и среди политической элиты (в основном, среди правых) существовало острое недовольство запретом на милитаризацию, а также до сих пор звучащими в адрес Токио обвинений в военных преступлениях в 30-40-х годах. Напомним, что японская военщина творила ужасные преступления в оккупированных Китае и Корее. Чего стоит только чудовищная по своим масштабам трагедия в китайском городе Нанкин, где японцами, по данным китайской стороны, было убито почти четыреста тысяч человек. На международном военном трибунале в Токио после войны называлась цифра в двести шестьдесят тысяч. В самой Японии отвергают эти цифры и говорят о тридцати — сорока тысячах убитых (но ведь и это ужасающая цифра). Японцы утверждают, что многие обвинения в их адрес - это выдумка, что китайцы пытаются очернить Японию, в реальности же японская оккупационная армия убивала только китайских солдат, да и то – лишь на поле боя, а вот к мирным жителям Китая и Кореи японские солдаты относились с уважением, хотя исторически доказано обратное. То есть мы видим, что совсем недавнее прошлое, вернее его оценка продолжает будоражить японское общество. Например, при Синдзо Абэ (погиб 8 июля 2022 года в результате вооружённого нападения) правительство требовало от издателей, чтобы они не печатали книг о зверствах, совершенных японской армией во время Второй мировой. Власти отрицают, что Япония несет какую-либо ответственность за совершавшиеся тогда зверства. Может быть виной тому слишком мягкая позиция американцев по отношению к поверженной Японии? Ведь на Токийском процессе на скамье подсудимых оказались всего 29 человек, главным образом из числа высшего военного и гражданского руководства Японии. Судили командующего японской армией в Китае генерала Мацуи, но при этом избежали наказание как сам император Хирохито, так и его дядя принц Асака, который как раз отдал приказ убивать всех пленных китайцев…
Другое дело проигравшая Германия. Нюрнбергский процесс, денацификация, в ходе которой от влияния нацистской идеологии были очищены немецкое общество, культура, пресса, сфера образования, политика. Психиатр Карл Густав Юнг считал: то, что произошло с немцами – это болезнь. «Больны все немцы вне зависимости от отношения к Гитлеру и членства в НСДАП». Для «излечения» немцам демонстрировали ужасы, совершенные нацистами во время войны, их возили на «экскурсии» в концлагеря, заставляли смотреть на груды человеческих трупов и голыми руками перезахоранивать их. После таких экскурсий немцы зачастую сходили с ума или стрелялись. Но перевоспитание немцев удалось. Причем, как на западе, так и на востоке разделенной страны. Немцы приняли вину за развязывание войны, за Холокост, за убийства на оккупированных территориях. ФРГ много лет выплачивала компенсацию жертвам Холокоста в размере 845 миллионов долларов, кроме того Израиль получил 3 миллиарда марок. Со временем выплата репараций, строительство мемориалов и создание произведений искусства о преступлениях национал-социалистов во время Второй мировой войны превратились в неотрывную часть жизни большей части немцев. Свидетельством тому служит событие, произошедшее 7 декабря 1970 года. В тот день канцлер ФРГ Вилли Брандт прибыл с визитом в Польшу (в те годы Польская Народная Республика). Брандт стал первым немецким канцлером, посетившим Польшу после Второй мировой войны. Брандт приехал в Варшаву, чтобы открыть новую страницу в отношениях между двумя странами – вспомним, что Вторая мировая война как раз и началась 1 сентября 1939 года с нападения нацистской Германии на Польшу. Утром 7 декабря 1970 года Брандт возложил венок к мемориалу, посвященному восстанию в Варшавском гетто - отчаянному сопротивлению обреченных на смерть евреев. Канцлер поправил черно-красно-золотую (цвета немецкого флага) ленту на венке и затем, склонив голову, встал на колени на холодный гранит. Эти снимки и сам поступок канцлера вошли в историю.
И, наконец, мы подходим к Армении. Она также, как и Япония с Германией, проиграла развязанную ею кровопролитную войну. Но по какому пути она пойдет – покается как Германия, или будет отрицать все, как Япония? Мирный договор между Азербайджаном и Арменией маячит на горизонте, рано или поздно он будет подписан. Но что дальше? Произойдет ли в армянском сознании переосмысление недавнего прошлого? Откажутся ли армяне от своей ложной исключительности? Откажется ли Армения от территориальных претензий к соседям – Азербайджану и Турции? Удалит ли преамбулу к тексту Конституции, где имеется отсылка к Декларации о независимости, в которой упоминается «воссоединение Армянской ССР и Нагорного Карабаха»? Перестанут ли армяне демонстрировать на мониторе на одной из станций ереванского метро карту «великой Армении», на которой, как метко выразился в недавнем интервью Геле Васадзе экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров, нет не только нашей страны, Турции, но и Грузии? Перестанут ли армяне вкладывать в неокрепшие умы детей ненависть к азербайджанцам и туркам? Изменят ли школьные учебники с искаженной историей? Попросят ли армяне прощения у азербайджанского народа за все совершенные ими преступления, за Ходжалы, Малыбейли, Аскипара, Беганис-Айрум, Агдабан, Гарадаглы? Накануне мой коллега Самит Алиев в своей статье «Культура как увеличительное стекло – 2» обратил внимание на литературу наших соседей, которая пропитана ненавистью ко всему тюркскому. Произойдет ли отказ от попахивающей откровенным нацизмом литературы? И, наконец, найдет ли в себе смелость Пашинян или последующие руководители страны приехать в Азербайджан и повторить мужественный поступок Вилли Брандта – преклонить колени перед памятником «Крик матери», посвященному памяти жертв геноцида в Ходжалы?
К сожалению, пока все это кажется невероятным. Судя по всему, армяне, даже после разгрома осени 2020 года, готовы в морально-этическом отношении пойти по японскому пути. И даже намного дальше. Не случайно президент Азербайджана Ильхам Алиев обращает внимание мирового сообщества на то, что Армения вооружается ускоренными темпами.
«Сегодня в Армении вновь поднимают голову реваншистские силы и в отношении Азербайджана продолжаются территориальные претензии. Если Армения на самом деле хочет мира с Азербайджаном, то почему она закупает вооружения на сотни миллионов долларов? Такая политика Армении может привести к новым угрозам для региона», - сказал Ильхам Алиев, принимая недавно верительные грамоты нового посла Индии в Баку Сридхарана Мадхусудханана. Намек, кстати, более чем прозрачный, учитывая растущее военно-техническое сотрудничество Нью-Дели с Ереваном.
А значит, Азербайджан вновь будет вынужден тратить огромные средства на поддержание высокой боеспособности своей армии, что неизбежно, имея по соседству пусть и разгромленного, но скалящегося на тебя соседа. Хотя, эти деньги могли бы пойти на социально-экономическое развитие страны, в том числе, на восстановление разрушенного армянами Карабаха. Нет и намека на то, что в Армении готовы к возвращению в Зангезур его коренного населения – азербайджанцев, которые были изгнаны оттуда в 1988-1990 годах. Реваншистские силы в Армении все выше поднимают голову. А может, Азербайджану стоит поступить так же, как поступили с японцами американцы? Демилитаризация, новая конституция и излечение от махрового национализма со сносом памятников Нжде и «Немезис»? Опухоль должна быть удалена хирургическим путем, когда консервативное и медикаментозное лечение уже не помогает.
Да, мирный договор — это хорошо. Но что же дальше?