Старый кризис в Новой Каледонии Статья The Washington Post
В американской газете The Washington Post опубликована статья, посвящённая колониальной политике Франции в Новой Каледонии. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«После четырёх месяцев беспорядков в Новой Каледонии на тихоокеанской территории Франции сохраняется напряженность между коренным народом - канаками, выступающими за независимость, и поселенцами, лояльными Парижу. Тем временем, сегодня на обширном архипелаге отмечается годовщина колонизации.
После восстания канаков против реформы избирательной системы президента Эммануэля Макрона в Новой Каледонии общины далеко разошлись во взглядах на будущее территории. Лоялисты призвали сторонников в Нумеа отметить 171-ю годовщину захвата территории французами.
Между тем, на острове Маре собирается Национальный совет вождей канаков, который, как ожидается, в одностороннем порядке провозгласит суверенитет народа над исконными территориями (к моменту публикации данной статьи суверенитет был провозглашен – Ред.). Макрон отложил спорную реформу голосования в июне, после того как распустил парламент и призвал к досрочным выборам в законодательные органы.
В то время как материковая Франция оказалась втянута в беспрецедентный политический кризис, французская полиция и военные занимались устранением беспорядков и недовольства в Новой Каледонии. Они проводили рейды и арестовывали людей, которых подозревали в причастности к столкновениям. Тринадцать человек были убиты, а предприятиям, домам и общественному имуществу был нанесён масштабный ущерб на сумму 2,2 миллиарда евро.
Французский колониализм против борьбы за независимость
Новая Каледония была объявлена французским владением в 1853 году при императоре Наполеоне III. После Второй мировой войны она стала заморской территорией, а в 1957 году все канаки получили французское гражданство. Тихоокеанский архипелаг с населением около 300 000 человек известен своими атоллами и рифами, внесёнными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На протяжении десятилетий между коренным населением - канаки, которые давно стремятся отделиться от Парижа, страдая от жестокой политики сегрегации и повсеместной дискриминации, и потомками колонизаторов и других поселенцев, которые хотят, чтобы остров остался в составе Франции, сохраняется напряжённость.
Мирное соглашение
Мирный договор между враждующими был заключен в 1988 году. Десятилетие спустя Франция пообещала предоставить Новой Каледонии больше политической власти и широкую автономию, а также провести три референдума, которые могли бы открыть путь к самоопределению в рамках Нумейского соглашения.
Референдумы были организованы в период с 2018 по 2021 год, и большинство избирателей предпочли остаться в составе Франции. Канаки, выступающие за независимость, отвергли результаты последнего голосования в 2021 году, поскольку оно проходило в разгар пандемии COVID-19, серьёзно затронувшей канакскую общину.
Напряженность росла и усугублялась в начале этого года, когда Макрон в спешке провел через парламент законопроект, направленный на внесение поправок в Конституцию Франции и изменение списка избирателей в Новой Каледонии. Он предоставил право голоса на местных выборах жителям, которые поселились там в последнее десятилетие, оставив коренное население в страхе дальнейшего ущемления их прав и искоренения их идентичности.
Принятие спорного законопроекта обеими палатами французского парламента в мае привело к массовым демонстрациям, переросшим в насилие, что заставило Макрона объявить чрезвычайное положение и направить тысячи полицейских и армейских подкреплений на заморскую территорию. Тринадцать человек были убиты, и почти 3000 – арестованы.
Среди задержанных в ходе широкомасштабных рейдов были 11 канакских активистов из группы, выступающей за независимость, известной как «Координационная ячейка полевых действий», которая с апреля организовывала протесты против французского правления. Семеро из задержанных активистов, включая лидера канаков Кристиана Тейна, были отправлены в тюрьмы на материковой части Франции для предварительного заключения.
Подорванное доверие и отсутствие надежды на диалог
Аресты активистов спровоцировали новые беспорядки по всему архипелагу. Это увеличило разрыв между общинами и подорвало остатки доверия к готовности политических деятелей преодолеть разногласия по поводу будущего Новой Каледонии и её экономического неравенства.
Группа Тейна обвинила французские власти в колониальной практике и потребовала немедленного освобождения активистов и их возвращения на родину. Они поклялись, что «канакский народ никогда не откажется от стремления к независимости мирными средствами». Тогдашний министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен заявил, что «Координационная ячейка полевых действий» – это «мафиозная организация», в которую входят «преступники и уголовники». Его комментарии вызвали возмущение канакских лидеров, а вождь Ипполит Синевами-Хтамуму выразил полную поддержку группе, выступающей за независимость.
Новый премьер-министр, новая политика?
После нескольких недель борьбы с политическими блоками в раздробленном парламенте новый премьер-министр Франции Мишель Барнье сформировал новое правительство. На повестке дня стоит проблема растущего долга Франции и новый госбюджет. Но многие призывают бывшего участника переговоров ЕС по Brexit изменить подход Парижа к Новой Каледонии и решить проблему её безопасности и экономического кризиса.
Ожидается, что Барнье изложит свой подход в инаугурационной речи в Национальном собрании 1 октября. Его первым решением по Новой Каледонии, вероятно, станет вопрос о проведении или отсрочке провинциальных выборов, назначенных на 15 декабря», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли