twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Стратегическая автономия ЕС: а в ответ оглушающая тишина Аналитика Прейгермана

07 Марта 2025 17:46

Состоялся очередной чрезвычайный саммит ЕС, на котором сделаны громкие заявления по поводу «сильной и более суверенной Европы оборона». Однако геополитическая релевантность и стратегическая автономия не сводятся лишь только к военному и военно-промышленному компоненту.

6 марта в Брюсселе прошло специальное заседание Европейского Совета. Это фактически главный орган ЕС, на площадке которого встречаются главы государств и правительств стран-членов. Там принимаются все основные и стратегически значимые решения Евросоюза, в том числе в области внешней политики и безопасности, которые в ЕС относятся к межгосударственной (а не наднациональной) компетенции. Там же всегда наиболее отчетливо проявляется вся существующая в 27 государствах этого объединения палитра взглядов и приоритетов по рассматриваемым вопросам.

В этот раз заседание было посвящено почти исключительно военной тематике. Лидеры государств-членов ЕС и руководство брюссельских институтов обсуждали два блока вопросов. Первый – как Европейский союз собирается поддерживать Украину после того, как Вашингтон объявил о приостановке всей американской помощи? Второй – как ЕС будет переходить от слов к делу в развитии собственного оборонного потенциала?

Рутинная чрезвычайщина

Формат специального заседания Европейского Совета фактически подразумевал внеочередной саммит. Он был вызван чередой недавних новостей из Вашингтона и стал, по сути, чрезвычайным после обернувшейся громким скандалом встречи президентов США и Украины на прошлой неделе. Как стало известно, администрация Дональда Трампа приняла решение полностью приостановить военную помощь Киеву, в том числе поставки уже выделенных вооружений и предоставление разведывательных данных. Этот шаг еще больше усложняет положение европейских союзников США, на которых теперь, по крайней мере временно, ложится все бремя поддержки Украины, как на поле боя, так и финансово. Ситуация действительно чрезвычайная, требующая соответствующих решений со стороны руководства ЕС.

Правда, в последнее время на просторах Европы проходят столько чрезвычайных переговоров, консультаций, саммитов и заседаний, что они уже начинают сливаться в какую-то бесконечную рутину. Только за две недели после Мюнхенской конференции по безопасности, где вице-президент США Джей Ди Вэнс шокировал европейский мейнстрим своими откровениями о демократии, состоялись два многосторонних саммита в Париже и один в Лондоне. А с начала 2025 года всякого рода формальных и неформальных встреч высокого уровня в разных составах и конфигурациях наберется, пожалуй, на несколько десятков.

Поэтому такие мероприятия всё сложнее воспринимать как действительно чрезвычайные и уж тем более знаковые. Хотя сложно не согласиться с председателем Европейского совета Антониу Коштой, что Европа переживает «определяющий момент» в своей истории. Вопрос только в том, насколько принимаемые сейчас лидерами ЕС решения действительно соответствуют масштабу исторических вызовов и отражают стратегические интересы самой Европы.

«Проект мира готовится к войне»

Описывая состоявшиеся сейчас в Брюсселе дискуссии, издание Politico напомнило, что после Второй мировой войны Европейский союз задумывался как проект мира, даже как институциональный антидот против войны на европейском континенте. Сейчас же все мысли и обсуждения его политического руководства направлены на подготовку к войне. Понятно, что в теории это призвано усилить обороноспособность ЕС и тем самым предотвратить еще больший военный конфликт. В этих подходах лидеры ЕС ничем не отличаются от своих коллег в любой другой точке планеты: везде в условиях растущей напряженности усиление собственной обороноспособности рассматривают как главный способ сдерживания потенциальных противников. Однако в любом случае такие метаморфозы дискурса в Евросоюзе символичны и отражают суть исторического момента.

Но чем ЕС все же сильно отличается от многих других акторов на международной арене, так это своей сложноустроенностью. Как бы того ни хотелось брюссельским чиновникам или отдельным главам государств, Евросоюз остается межгосударственным объединением. Это особенно важно в вопросах внешней политики и политики безопасности, в которых все решения по действующему Договору о Европейском союзе принимаются исключительно консенсусом всех 27 государств-членов.

Хотя саммит 6 марта вновь показал, что рано или поздно из-за этого уставного положения ЕС ждут новые серьезные пертурбации. Или от принципа консенсуса во внешнеполитических и оборонных вопросах придется отказаться, или, что более вероятно, вся конструкция Евросоюза начнет сильно изменяться. В последнем случае все больше решений будут приниматься в формате единомышленников и «коалиций желающих». А это дорога к так называемой «разноскоростной интеграции», которая в условиях трансформации всей системы международных отношений может привести даже к выходу из ЕС какого-то количества стран.

По крайней мере, прошедшее специальное заседание Европейского Совета показало, что времени и ресурса долго искать компромиссы среди всех 27 стран-членов в ситуации перманентной чрезвычайщины становится все меньше. По итогам обсуждения поддержки Украины были утверждены выводы, под которыми не подписалось руководство Венгрии. Казалось бы, только одно государство выступило против, а остальные достигли консенсуса. Но для институционального устройства ЕС это огромная проблема.

Она элементарно непреодолима в рамках действующего базового договора ЕС. Тем более что негласно позицию Будапешта по ключевым вопросам европейской безопасности все чаще разделяют и другие государства-члены, хотя публично их руководство пока старается держаться мейнстрима. А с учетом того, что подходы правительства Виктора Орбана по большинству вопросов совпадают с видением новой администрации США, то есть все еще главного союзника ЕС, проблема выглядит еще острее.

«Более суверенная Европа обороны»

При этом главные дискуссии на чрезвычайном заседании Европейского Совета как раз и касались того, как ЕС собирается наконец перейти от бесконечных деклараций о собственной стратегической и военно-политической автономии от США к действительно серьезным действиям в этом направлении. По итогам саммита Антониу Кошта заявил, что после череды «мозговых штурмов» Евросоюз наконец начал «решительно двигаться к сильной и более суверенной Европе обороны (Europe of Defence)». Формулировка несколько странная, но тем самым она как будто дополнительно подчеркивает всю сложность стоящей перед объединенной Европой задачи.

Как справедливо подчеркивают журналисты Politico, на самом деле в ответ на вопрос о способности ЕС отправиться в самостоятельное стратегическое плавание по-прежнему звучит оглушающая тишина. На камеру политики и брюссельские бюрократы, конечно же, делают множественные громкие заявления, соревнуются в красноречии. И подобных заявлений будет все больше. Более того, на саммите 6 марта эти заявления действительно стали подкрепляться некоторой конкретикой в виде предложений по финансированию европейского военно-промышленного комплекса. Еще больше идей должно появиться после ожидаемой вскоре публикации рабочего документа «Будущее европейской обороны».

Однако в действительности ни уже обнародованные предложения, ни те, которые могут появиться в ближайшие недели сами по себе не способны сделать ЕС стратегически автономным. Потому что стратегическая автономия не может сводиться лишь к военному или военно-промышленному компоненту. Она требует собственного внутреннего единства и опирающейся не него высококлассной дипломатии. А для этого требуется не только глубокое понимание происходящих в мире изменений, но и принятие собственных ограничений и слабостей.

Иными словами, настоящая стратегическая автономия Евросоюза может стать реальностью только в случае фундаментального преобразования политики этого объединения и его ключевых государств с тем, чтобы соответствовать реалиям современного мира. И такое преобразование начинается не с пушек, не с железа, а с образа мышления и понимания собственных слабостей и уязвимостей, которые не ограничиваются процентом оборонных расходов.

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 1222

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
instagram
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Подписывайтесь на наш Instagram канал
Cамые читаемые
1

Катастрофа самолета AZAL: Россия уклоняется от ответственности Азербайджан требует действий, а не отговорок

11301
06 Мая 2025 17:58
2

Алиев не летит в Москву Когда позиция важнее церемоний

9348
07 Мая 2025 22:18
3

Сила в небе: сравнение ВВС и ПВО Индии и Пакистана Обзор на Caliber.Az

6765
07 Мая 2025 15:33
4

Милитаризация Армении по сценарию «нация — армия» Анализ деятельности Azatazen

4777
06 Мая 2025 10:48
5

Харьков подвергся массированной атаке дронов

4449
06 Мая 2025 09:00
6

Безграничная подлость Эммануэля Макрон мстит азербайджанцам, погибшим за свободу Франции

3248
07 Мая 2025 19:28
7

Чем сбивал Пакистан индийские истребители? ФОТО

3012
07 Мая 2025 17:42
8

Названы самые лучшие школы Баку По показателям ГЭЦ / СПИСОК

2931
06 Мая 2025 10:13
9

Еще один из клана проигравших Экс-министр обороны РА против Пашиняна

2869
06 Мая 2025 19:30
10

Декларация и реальность Размышления Теймура Атаева

2540
06 Мая 2025 14:04
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading