Суренянц: Пашинян сам себе противоречит, а Баку идет к реализации своих планов
Ключевым моментом пресс-конференции премьер-министра Армении Никола Пашиняна в минувшую субботу стало предложение Азербайджану подписать те пункты проекта мирного договора, которые уже согласованы.
Как передает Caliber.Az, основные месседжи премьера Армении в комментарии армянским СМИ разобрал политолог Сурен Суренянц.
В частности, глава армянского правительства предложил Баку сделку – согласованные 13 из общих 17 пунктов подписать в качестве мирного договора, а оставшиеся 4 пункта согласовать в дальнейшем.
«Обычно проигравшие войну страны стараются, чтобы подписываемый с противником договор был максимально инклюзивным, содержал решения по всем спорным вопросам, чтобы потом у противника не было повода спровоцировать новую войну. Пашинян же действует совершенно наоборот», – сказал эксперт.
Он назвал 2 причины такой позиции армянского премьера. Глава правительства хочет воспроизвести свою власть на очередных парламентских выборах 2026 года и пытается придать этому легитимность. Мирный договор даже в столь бессодержательном виде мог бы стать таким источником легитимности.
Вторая причина кроется в провальной внешней политике Пашиняна. По словам политолога, премьер не смог получить от Запада ничего существенного, а выход из подписанного с участием России трехстороннего заявления от 9 ноября без альтернативного документа может стать новым «казусом белли». Между тем Пашинян любыми способами хочет выйти из этого трехстороннего документа. С этой точки зрения, подписанный с Азербайджаном договор мог бы стать предлогом для выхода из ноябрьского документа.
«В дипломатии есть принцип: если согласовано не все, то не согласовано ничего. Все, что говорил на пресс-конференции Пашинян, полностью противоречило этому принципу. Но, как мы увидели по реакции Баку, они выдвигают новое требование, говоря о необходимости вывода из Армении мониторинговой миссии ЕС. Баку последовательно идет к реализации своей повестки», – заметил эксперт.
Политолог обратил внимание на высказывания Пашиняна, так или иначе касающиеся России. Заявление премьера о том, что, мол, с Россией нельзя говорить на языке иронии и пренебрежения, многими были восприняты как пророссийский реверанс. На самом деле ничего подобного нет, считает Суренянц.
«Между прочим, когда я в своих многочисленных интервью и выступлениях говорил, что с Россией нельзя разговаривать с издевкой, многие «псевдозападники» в окружении Пашиняна меня называли российским агентом. Теперь мне интересно, станут ли они и Пашиняна называть российским агентом. Если же серьезно, то Пашинян поставил под сомнение необходимость в российском посредничестве, но затем сказал, что не нужно отзывать подпись, поставленную под ноябрьским заявлением 2020 года. Он сам себе противоречит. К слову, у него нет особого энтузиазма и по поводу западного посредничества», – сказал эксперт.