Суровая реальность: Франция завершает 2024 год в хаосе Статья Euractiv
На европейском новостном сайте Euractiv опубликована статья, посвящённая неутешительным итогам года во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Франция завершает 2024 год в условиях серьёзной политической и финансовой нестабильности, столкнувшись с двумя выборами, четырьмя сменами правительств и резким увеличением бюджетного дефицита, что ставит страну в крайне сложную ситуацию. Перспективы на 2025 год также не внушают оптимизма.
В конце 2023 года президент Франции Эммануэль Макрон сказал, что 2024 станет годом «французской гордости». В этом контексте он отметил открытие Собора Парижской Богоматери после реставрации, Олимпийские игры и 80-летие высадки союзников в Нормандии.
Прошёл год, и реальность оказалась иной: разворачивающийся политический кризис беспрецедентен по масштабам, значимости и последствиям.
Макроновская коалиция потерпела серьёзное поражение на общеевропейских выборах, когда крайне правое «Национальное объединение» (RN) набрало исторические 34% голосов.
Последовавшие за этим внеочередные выборы в законодательные органы привели к тому, что количество мест в возглавляемой президентом центристской коалиции в парламенте сократилось на 70% по сравнению с 2017 годом – с 314 до 93.
Политическое ослабление Макрона сопровождается постоянно растущим долгом и уровнем дефицита, который Европейская комиссия признала достаточно серьёзным, чтобы инициировать процедуру штрафных мер в отношении государств из-за чрезмерного дефицита бюджета.
Усилия теперь уже бывшего премьер-министра Мишеля Барнье по исправлению ситуации с государственными счетами натолкнулись на вотум недоверия, что привело к первой с 1962 года отставке правительства.
«Да, это был тяжелый год», – сказал Euractiv один из бывших правительственных чиновников.
Кто-то сказал «нестабильность»?
И 2025 год может стать для Франции непростым.
Четвертое за год правительство Франции было сформировано недавно, но пока неясно, сможет ли оно удержаться у власти дольше, чем кабинет Барнье. Оно может не выдержать переговоров по проекту о бюджете, принятие которого было перенесено на февраль. Меры по сокращению расходов на 60 миллиардов евро и повышению налогов, лежащие в основе законопроекта Барнье и направленные на снижение уровня дефицита до 5% ВВП в 2025 году, скорее всего, будут смягчены, чтобы сделать их политически приемлемыми. Однако это поставит под сомнение способность Франции достичь планки ниже 3% к 2029 году. Пока что прогнозируемый показатель на 2025 год составляет 6%. Он считается одним из самых высоких в ЕС.
В обсуждениях также упоминается возможный законопроект об иммиграции в начале 2025 года, призванный успокоить ультраправых, однако это может повлечь за собой серьёзные последствия.
Марин Ле Пен готовится к внеочередным президентским выборам и не намерена играть в игры с правительством, которое ей категорически не нравится. Она сделает всё возможное, чтобы выборы состоялись до 31 марта, когда завершится судебный процесс по делу, в котором она замешана.
Премьер-министр Франции Франсуа Байру также может столкнуться с юридическими трудностями в связи с растратой денег ЕС его партией MoDem. Семь его ближайших соратников были признаны виновными в суде низшей инстанции в начале 2024 года, а Байру был оправдан, но в настоящее время готовится апелляция.
Учитывая продолжающийся хаос в парламенте, Макрон может назначить новые выборы только летом следующего года (раньше он этого сделать не может). Вот вам и стабильность.
Внутренняя нестабильность
Любой уважающий себя дипломат знает, что влияние на мировой арене предполагает наличие порядка внутри страны. Франции в 2025 году придётся добиваться именно этого.
Десятки экспертов и аналитиков пришли к выводу, что влияние и авторитет Парижа в ЕС значительно ослабли после европейских выборов.
Ожидается, что Макрон приложит все усилия, чтобы заблокировать крупномасштабную торговую сделку между ЕС и Mercosur (общий рынок стран Южной Америки).
«Если усилия Франции не увенчаются успехом, то это будет политический удар, от которого Эммануэлю Макрону будет трудно оправиться, – сказал аналитик Себастьен Майяр в интервью Euractiv. – Весь французский политический класс– в который раз – критикует сделку: они этого не простят».
Между тем, Макрон стремится быть в центре переговоров по Украине, и уже высказал идею европейской миротворческой миссии после окончания войны. В соответствии с привычкой французских президентов выходить на международную арену в периоды внутренней нестабильности, следует ожидать, что Макрон будет часто появляться в Брюсселе, Берлине, Варшаве и Риме.
В конечном счёте, многое будет зависеть от того, насколько восстановится внутренняя стабильность и насколько серьёзным будет бюджет 2025 года.
«Нет ничего важнее бюджета, – сказал Майяр», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли