Точка Рубио Реквием для армянских лоббистов
Администрация Белого дома уделяет пристальное внимание региону Южного Кавказа, и особенно армяно-азербайджанскому урегулированию. Данный факт подтверждают «свежие» заявления госсекретаря Марко Рубио, озвученные им во время слушаний в Комитете Палаты представителей по иностранным делам Конгресса. Так, в ответ на провокационные вопросы конгрессмена Кристофера Смита, сопредседателя Комиссии Тома Лантоса при Конгрессе США, известного своей проармянской позицией, он заявил: «Существует реальный риск конфликта между Азербайджаном и Арменией, который мы пытаемся предотвратить». Уточним, что Кристофер Смит в очередной раз задался целью очернить Азербайджан, обвинив нашу страну в якобы «совершении геноцида в отношении армян» и призвав госсекретаря США принять меры для освобождения «политических заключенных» в Азербайджане.
Это далеко не первая подобная вылазка этого конгрессмена-республиканца от штата Нью-Джерси, вот уже много лет находящегося на службе у мирового армянства и тщательно отрабатывающего солидные гонорары армянских бизнесменов. К примеру, в декабре 2015 года по личной инициативе Смита был инициирован провокационный законопроект «Акт демократии в Азербайджане». Однако несмотря на потуги прислужника армянства документ не получил поддержки ни от одного члена Конгресса. В том же году Смит, являясь председателем американской Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе, также известной как Хельсинская, организовал в этой структуре слушания в связи «со 100-летием» т.н. «геноцида армян».
В целом, список личных заслуг Смита перед мировым армянством достаточно внушителен, ведь не случайно Армянский национальный комитет Америки (ANKA) дал высшую оценку «А+» его «деятельности» в американском Конгрессе. Однако, невзирая на весь солидный багаж этого конгрессмена в деле продвижения интересов армян, в этот раз его провокация успехом не увенчалась.
Госсекретарь Марко Рубио четко расставил акценты американской политики в регионе: «Что касается Азербайджана, то нашей главной целью является установление мира между Азербайджаном и Арменией…», чем дал понять, что США в целом привержены к установлению мира в регионе и не выступают в поддержку позиции одной из сторон.
«Мы можем не соглашаться с той или иной системой правления. Но суть дела в том, что во многих случаях нам приходится иметь дело со странами, которые, возможно, не имеют идеальных моделей, но мы должны иметь с ними дело в наших национальных интересах. Нам нужен баланс между всеми этими вещами: нашими национальными интересами и дипломатией, без капитуляции и поиска возможностей для реализации других интересов, таких как права человека. И Азербайджан предоставляет нам возможность сделать это в контексте мира, который мы пытаемся установить», - продолжил Рубио, в словах которого между строк четко прослеживается тезис о том, что США не намерены вмешиваться во внутренние дела Азербайджана.
Эти заявления Рубио полностью соответствуют политике Дональда Трампа, основанной на принципе невмешательства Штатов во внутренние дела других государств. Этой позиции он придерживался и в свой первый президентский срок, остается приверженным ей и сейчас.
Это ярко иллюстрируют его высказывания. Так, в декабре 2024 года Трамп заявил, что США не должны участвовать в конфликте в Сирии, а недавно, находясь в Саудовской Аравии, резко осудил прежние американские администрации за военные интервенции на Ближнем Востоке, обвинив их в разрушении стран под видом «государственного строительства», упомянув Афганистан, Ирак, Сирию и другие государства. На днях он озвучил мнение о том, что американцам не следовало вмешиваться в конфликт между Россией и Украиной.
То есть, нынешний хозяин Овального кабинета полностью нивелировал политику байденовской администрации, которая в приложении к Южному Кавказу в целом и к Азербайджану в частности заняла одностороннюю позицию, избрав себе любимчика в виде Армении. Напомним, что в январе текущего года, еще до инагурации Трампа, тогдашний госсекретарь США Энтони Блинкен и глава МИД Армении Арарат Мирзоян в Вашингтоне подписали хартию о стратегическом партнерстве между двумя странами. Помнится, Блинкен тогда даже выразил уверенность, что эта хартия «будет способствовать созданию более мирного, безопасного и независимого Южного Кавказа». Видимо, здесь он подразумевал еще более активную милитаризацию Армении, которая с момента подписания этого документа значительно пополнила свой арсенал вооружения, в том числе и за счет поставок из Индии.
Но, как говорится, ничто не вечно под Луною, и вместе с Байденом, Блинкеном и иже с ними канула в Лету и любовь США к Армении.
Это подтвердил и февральский вояж Никола Пашиняна в Вашингтон, который иначе, как провальным, не назовешь. Армянская газета «Грапарак» писала, что администрация Дональда Трампа сразу отклонила предложение о встрече с армянским премьером. Аналогично поступили и советник президента США по вопросам нацбезопасности Майкл Уолтц, и министр обороны Пит Хегсет. В итоге Пашиняну удалось переговорить лишь с вице-президентом Джеймсом Вэнсом, да и то в неформальной обстановке. В армянском экспертном сообществе с досадой отмечали, что переговоры прошли абсолютно не в формате межгосударственной встречи, без надлежащей церемониальной фотографии, без государственной символики Армении, и даже не исключили, что фото было снято на телефон.
Но вернемся к Рубио. Еще в марте текущего года государственный секретарь заявил о поддержке администрацией США завершения переговоров между Арменией и Азербайджаном и призвал к скорейшему подписанию документа. «Настало время взять на себя обязательства по достижению мира, подписать и ратифицировать договор и ознаменовать начало новой эры процветания для народов Южного Кавказа», — подчеркнул он.
В этот контекст вписываются и заявления старшего советника Бюро энергоресурсов Госдепартамента США Эрика Джейкобса о том, что «президент США Дональд Трамп с нетерпением ждет подписания долгожданного мирного договора между Азербайджаном и Арменией», которые он озвучивал во время выступления в Баку на энергетическом мероприятии в апреле текущего года.
А мартовский визит спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа в Баку и озвученные им в интервью журналисту Такеру Карлсону заявления о стратегии США по урегулированию конфликтов в разных точках мира говорят сами за себя. Такая приверженность США к установлению стабильности в регионе звучит в унисон мирной повестке, продвигаемой Баку, которую Ереван тормозит, отказываясь выполнить два ключевых условия Азербайджана.
Суммируя вышесказанное, можно с большой долей уверенности сказать, что заявления госсекретаря США о существовании реального риска нового конфликта между Азербайджаном и Арменией - это прямой месседж Еревану о том, что именно армянские власти ставят под угрозу безопасность в регионе. И вполне логично было бы ожидать от США применения более действенных мер воздействия на Армению. Ну а для проводников армянских интересов в американском Конгрессе уже прозвучал реквием.