TRIPP и аппетиты ЕС Переоценка ценностей по-европейски
Интерес к Зангезурскому коридору, договоренности о реализации которого были достигнуты в Вашингтоне 8 августа текущего года при модераторстве президента США Дональда Трампа, проявляет большое число акторов. Не остался в стороне от этого и Европейский Союз, о чем наглядно свидетельствуют весьма оптимистичные заявления посла ЕС в Армении Василиса Марагоса относительно «Маршрута Трампа во имя мира и процветания» – TRIPP (участок Зангезурского коридора, который пройдет по территории Армении), озвученные им накануне в беседе с представителями армянских медиа.
«Мы готовы вкладывать наши средства в рамках проекта «Маршрут Трампа», – заявил он, отметив, что Евросоюз намерен поддерживать любые инфраструктурные проекты в регионе.
Также посол напомнил о финансовых обязательствах ЕС, принятых в 2021 году, на сумму около 2,5–2,6 млрд евро, которые уже направлены на реализацию ряда проектов, включая строительство автодороги Сисиан – Каджаран, включая тоннель. Финансирование осуществляется за счет бюджета Европейского Союза, предоставленных правительству Армении кредитов и средств от партнеров в рамках программы Europe Team («Команда Европы»).
«Мы тесно сотрудничаем с правительством Армении и другими партнерами. На прошлой неделе я участвовал в форуме Global Gateway в Брюсселе, где обсуждались перспективы укрепления связей между Европой, Центральной Азией и Китаем. Армения играет важную роль в этом процессе», – заявил Марагос.
Итак, приведенные выше заявления европейского дипломата по поводу TRIPP говорят о планах Евросоюза вклиниться в этот проект, который сулит странам-участницам не только солидные экономические дивиденды, но и серьезные геополитические бонусы.
Во-первых, TRIPP курируется Соединенными Штатами, и для ЕС это дополнительная возможность укрепить экономические связи с США, и не только.
Во-вторых, проект Зангезурского коридора – путь от Каспия в Европу, который будет полностью независим от России и Ирана, то есть, речь идет о прямом транзите Азербайджан – Армения – Турция – Европа. Для Евросоюза – это завершение логистической цепочки Среднего коридора и означает, что в случае присоединения к транспортному проекту ЕС сможет избежать зависимости от маршрутов через РФ и ИРИ и сохранить торговые связи с Центральной Азией и Китаем.
Таким образом, как видим, участие в данном проекте колоссально выгодно Европейскому Союзу со всех сторон. Это позволит откроет для него единое экономическое пространство и предоставит возможность использовать путь в Азию в обход РФ и ИРИ. Так что, стремление Евросоюза присоединиться к проекту – вполне понятно и объяснимо, однако здесь имеются моменты, требующие тщательного рассмотрения.
Ни для кого не секрет, что ЕС на протяжении длительного времени игнорировал справедливую позицию Азербайджана в ныне ушедшем в прошлое Карабахском конфликте, демонстрируя политику двойных стандартов. Придерживаясь откровенно проармянской позиции, такая структура ЕС, как Европарламент, в разные годы в последовательном порядке принимала провокационные резолюции антиазербайджанской направленности.
Подобный односторонний подход сохранился и в постконфликтный период, после победы Азербайджана в Отечественной войне осени 2020 года и проведения однодневной контртеррористической операции в Карабахском регионе. К примеру, в феврале 2024 года Европарламент принял две резолюции, каждая из которых призывала ввести санкции против нашей страны и приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнерству, а в преддверии проведения в Баку СОР29 – клеветническую резолюцию под названием «Ситуация в Азербайджане, нарушения прав человека и международного права и отношения с Арменией». И это лишь два примера из множества, которые доказывают, что позиция ЕС в отношении Азербайджана далека от всякой объективности.
В данный контекст вписывается и так называемая миссии Евросоюза (EUMA), размещенная в соседней стране под предлогом контроля безопасности в приграничной зоне. В Баку прекрасно осведомлены, что EUMA с первого дня занимается сбором разведданных против нашей страны, и не только.
Принимая во внимание все эти, мягко говоря, нелицеприятные факты, полагаем, что, если ЕС намерен присоединиться к TRIPP, то, как минимум, должен отозвать пресловутую миссию, надобность в которой полностью отпала после достижения Баку и Ереваном соглашений на американском треке. И с учетом того, что Европейский Союз никогда не предпринимал каких бы то ни было действий для установления прочного мира между Арменией и Азербайджаном, а действовал в точности до наоборот, это стало бы логичным шагом, подтверждающим высокопарные заявления Василиса Марагоса о приверженности ЕС миру и безопасности на Южном Кавказе.