twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
РЕГИОН
A+
A-

UnHerd: Иран, Азербайджан, Турция, Армения и Израиль находятся на грани разрушительного конфликта Перевод Caliber.Az

15 Мая 2023 14:59

На британском сайте UnHerd опубликована статья Алекса Эрора, посвящённая ирано-азербайджанским отношениям. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.

От редакции: Алекс Эрор - журналист и политический эксперт из Сербии. Его статьи были опубликованы Politico, The Guardian и другими изданиями.

«Сеть европейских союзов всегда была очень запутанной. Это одна из причин, по которой мы до сих пор расходимся во мнениях касательно повода, послужившего началу Первой мировой войны: убийство австрийского наследника Франца Фердинанда зажгло фитиль, сотканный из миллиона нитей. Это также одна из причин, почему западные СМИ уделяют так мало внимания конфронтации, которая в настоящее время разгорается на Южном Кавказе. Иран, Азербайджан, Турция, Армения и, возможно, даже Израиль находятся на грани разрушительного конфликта, который может вызвать волну потрясений во всей Евразии.

Напряженность между Ираном и Азербайджаном растет с начала этого года. В марте Азербайджан открыл своё посольство в Израиле. Иран, будучи давним геополитическим противником Израиля, явно не одобрил этот шаг. Не одобрил он и результаты Второй Карабахской войны 2020 года, когда азербайджанские военные одержали решительную победу над армянскими силами. Связи между Израилем и Азербайджаном становятся все более тесными, а поскольку Россия - традиционно доминирующая региональная держава на Кавказе - отвлечена войной в Украине, Тегеран опасается, что баланс сил постепенно смещается в пользу его врагов.

В частности, иранцы обеспокоены тем, что Азербайджан может позволить израильским военным использовать свою территорию для нападений на ИРИ - так же, как Америка опасалась использования Россией территории Кубы во время холодной войны. В марте азербайджанцы исключили такую возможность. Но это не способствовало ослаблению напряженности. Конфронтация, которая началась в январе, довела отношения между Ираном и Азербайджаном до рекордно низкого уровня, который, как опасаются некоторые, может поставить их на грань войны.

Фазиль Мустафа - член азербайджанского парламента и один из самых ярых критиков иранского режима. За день до того, как Азербайджан открыл посольство в Тель-Авиве, он подвергся вооружённому нападению в Баку. Мустафа выжил после покушения. После выписки из больницы он написал мне по электронной почте, что нет сомнений в том, кто организовал это нападение. «Все подозрения и полученные доказательства указывают непосредственно на Иран, - написал Мустафа, - потому что такой акт не мог быть совершен кем-то другим».

Разумеется, трудно проверить эти заявления. Но если это правда, то значит Иран уже во второй раз в этом году атакует Азербайджан. В другом инциденте, произошедшем 27 января, стрелок ворвался в здание посольства Азербайджана в иранской столице и убил начальника службы безопасности, ранив при этом еще двоих сотрудников. Баку быстро приостановил работу дипломатической миссии в Тегеране и отозвал всех сотрудников, хотя консульства в других иранских городах продолжают работать. Баку возложил вину за нападение на иранское правительство. Тегеран утверждает, что стрелявший руководствовался «личными мотивами».

За напряженными отношениями между двумя странами кроется долгая история вражды. Хотя в обеих странах преобладает мусульманское население, азербайджанцы - тюркский народ, и этнические связи Азербайджана с Турцией лежат в основе его внешней политики с момента восстановления независимости в 1991 году. Гейдар Алиев (отец действующего лидера) ранее описывал Азербайджан и Турцию как «один народ, два государства». Это сильно раздражает иранцев, поскольку Тегеран видит в Анкаре регионального соперника.

Отношения осложняются еще и тем, что Иран маргинализирует многочисленное азербайджанское население в пределах своих границ. В ИРИ проживает больше этнических азербайджанцев, чем в самой Азербайджанской Республике: по разным оценкам, их численность составляет от 15 до 40 миллионов человек. Они являются второй по численности этнической группой в Иране. ИРИ обвиняет Азербайджан в разжигании сепаратистских настроений среди этого населения. Именно подобная геополитическая паранойя побудила Россию вторгнуться в Украину в прошлом году. Неспособность относиться к иранской угрозе более серьезно может иметь такие же разрушительные последствия.

Антагонизм между Азербайджаном и Ираном можно в значительной степени объяснить изменением геополитических реалий на Южном Кавказе после Второй Карабахской войны в 2020 году. Признанный суверенной территорией Азербайджана Карабах является домом для большого этнического армянского населения. Данный регион был незаконно оккупирован армянскими военными в течение более четверти века. 44-дневная война была завершена Трёхсторонним заявлением о прекращении огня, подписанным при посредничестве России, однако официальный мирный договор до сих пор не заключен. Лидеры Армении и Азербайджана возобновили переговоры в Брюсселе в минувшие выходные.

Тегеран также поддерживает тесные отношения с Ереваном. Поэтому победа Азербайджана в войне стала неудачей для обеих стран: Баку вернул контроль над частью дороги, связывающей Иран с Арменией, которая является важнейшим торговым маршрутом, соединяющим Тегеран с Черным морем и Россией. Азербайджан взимает налоги с иранских грузовиков, перевозящих товары в Армению, которые служат для снабжения сепаратистов в Карабахе. Мустафа утверждает, что из-за этого Тегеран активно пытается саботировать мирный процесс в Карабахе.

«Иран пытается проводить очень активную политику на Южном Кавказе. Он действует, придерживаясь идеи заполнении вакуума, образовавшегося в регионе в связи с войной России в Украине, - пишет он. - Хотя Иран не обладает способностью влиять на процессы на всем Южном Кавказе, он предпринимает попытки помешать установлению стабильности в регионе и заключению мира между Азербайджаном и Арменией». Действительно, не исключено, что Иран может оказать военную поддержку этническим армянским сепаратистам; недавние сообщения говорят о том, что Тегеран может снабдить их теми же дронами-камикадзе, которые он предоставил российским войскам в Украине.

Воодушевленный военной победой в Карабахе и запасами высококачественного израильского оружия Баку, похоже, вряд ли отступит. Дальнейшая эскалация возможна, если не сказать вероятна. Азербайджан также знает, что он может рассчитывать на поддержку своего главного союзника - Турции. Между двумя странами заключено соглашение о взаимной обороне, и, будучи уверенной в членстве в НАТО, Анкара вряд ли воздержится от поддержки азербайджанцев против иранцев. Если это произойдёт, Москва посчитает нужным вмешаться в конфликт. Именно этот риск делает текущее противостояние столь опасным.

Геополитические союзы являются ключом к предотвращению конфликтов. Они предоставляют небольшим странам определенную безопасность против угрозы, исходящей от их более крупных и недоброжелательных соседей. Однако они могут повлечь за собой ужасные последствия, например, к быстрому разрастанию конфликта. Так было на Балканах в 1914 году: эрцгерцог был застрелен сербским экстремистом, что привело к противостоянию между Австро-Венгрией и Сербией, которое затем втянуло Россию и переросло в мировую войну.

Существует ряд причин, указывающих на то, что Южный Кавказ находится в опасности: в отличие от Украины, где региональные и мировые державы воздержались от прямого вмешательства против России, обладающей ядерным оружием, Анкара вряд ли бросит одного из своих ближайших союзников.

В то же время, полномасштабная война между региональными державами на Южном Кавказе остается наихудшим сценарием. Так считает директор Центра мира и безопасности на Ближнем Востоке Института Хадсона в Вашингтоне Майкл Доран.

«Вероятность прямой военной конфронтации ограничена, - сказал мне Доран. - Если война действительно разразится между Азербайджаном и Ираном, это будет означать риск вовлечения Турции и Израиля против ИРИ, а этого, пожалуй, Иран боится больше всего». Тегеран не сможет бороться против них.

Иран не решится на дальнейшую эскалацию, опасаясь спровоцировать реакцию азербайджанского населения, проживающего внутри ИРИ. Более вероятно, что Тегеран будет использовать скрытую тактику для нанесения удара по Баку. Иран давно использует прокси для достижения региональных целей: наиболее известна «Хезболла» в Ливане. Он также поддерживает аналогичные радикальные элементы в Азербайджане. Мустафа утверждает, что «Иран выделяет большие средства на распространение религиозного фундаментализма на Южном Кавказе. Он пытается использовать мечети, различные группы, общины и отдельных лиц для достижения этих целей».

В то время как международное внимание приковано к войне в Украине, противостояние на Южном Кавказе в значительной степени оказалось вне поля зрения Запада. Доран особенно резко осуждает неспособность Америки поддержать азербайджанцев против Тегерана: «Администрация не рассматривает Азербайджан в противовес Ирану, - говорит он. - Это потому, что она не стремится противостоять Ирану каким-либо существенным путём, что весьма прискорбно». Америка не извлекла никаких уроков из Сирии, где ее неспособность взять на себя надлежащие обязательства по вмешательству предоставила России возможность помочь Башару Асаду удержаться у власти.

Но война на Южном Кавказе может запустить печальную цепь событий. После вторжения России в Украину Азербайджан стал ключевым альтернативным поставщиком энергоресурсов в ЕС: в 2021-2022 годах экспорт газа из Баку в Европу увеличился с восьми миллиардов кубометров до примерно 11,5 миллиардов, а к 2027 году ожидается увеличение этого показателя до 20 миллиардов. Военный конфликт нанесет серьезный ущерб производственному и экспортному потенциалу Баку. Без азербайджанской нефти европейские санкции против России могут стать неэффективными. Другими словами, конфликт на Южном Кавказе укрепит Москву.

Современная война редко бывает изолированной: именно для осознания этого факта мы изучаем события Первой мировой войны. И то, что было актуально в 20 веке, теперь еще более актуально. Энергетический кризис, возникший после вторжения России в Украину, является ярким примером. Для Вашингтона, Лондона или Брюсселя ирано-азербайджанская граница может показаться отдалённой евразийской «глубинкой» - как когда-то Донбасс. Но пора признать, что эта война может очень быстро дойти и до нас», - написал сербский эксперт.

Перевод: Фарах Мамедли

 

Caliber.Az
Просмотров: 2674

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Когда кончится «застой» в бакинском парке - «Зелёном коридоре»? По следам наших публикаций ОФИЦИАЛЬНО / ФОТО

4063
15 Января 2025 12:13
2

Получившая скандальную известность врач-гинеколог уволена «День рождения - грустный праздник» / ФОТО

3657
15 Января 2025 14:38
3

«Счастливая десятка» новых станций Бакметрополитена Почему выбраны именно они? Разъясняет эксперт / ФОТО

3503
15 Января 2025 16:29
4

Когда жалеешь, что не ошибся Размышления Эмина Галалы

2636
13 Января 2025 19:15
5

Посты и тосты Пашинян уже всем надоел

2516
13 Января 2025 11:33
6

500 бакинских деревьев травят и жгут ради новостроек? Жильцы просят создать парк, чтоб спасти «легкие планеты» – ФОТО / ПОДРОБНОСТИ

2352
14 Января 2025 14:42
7

Роналду продлил контракт на астрономическую зарплату

2345
14 Января 2025 17:59
8

Ереван и Вашингтон подпишут документ о партнерстве — «Успели...» Рассуждения Фархада Мамедова

2195
14 Января 2025 10:22
9

Скончалась азербайджанская актриса Чимназ Султанова

2130
15 Января 2025 19:50
10

Навязанные объятия Блинкен и Мирзоян ставят Трампа перед фактом

2022
14 Января 2025 19:04
РЕГИОН
Наиболее важные новости Армении, Грузии, Турции, Ирана и России
loading