Вербовка, теракты, дестабилизация Французская разведка против стабильности Алжира
Отношения в треугольнике Алжир-Марокко-Франция, похоже, достигли точки невозврата. Дело в том, что два североафриканских государства оказались чуть ли не на грани новой войны из-за проблемы Западной Сахары, в отношении которой две соседние страны занимают противоположные позиции. Масла в огонь подливает макроновская Франция, которая в споре двух своих бывших колоний встала на сторону Рабата.
30 июля Макрон направил письмо королю Марокко Мухаммеду VI по случаю 25-й годовщины его вступления на престол, в котором сообщил о новой позиции Парижа по проблеме Западной Сахары. Настоящее и будущее Западной Сахары, заявил Макрон, должно рассматриваться в контексте суверенитета Марокко. «Франция считает теперь, что марокканский план автономии для Западной Сахары представляет ныне единственную основу для достижения справедливого, долговременного и договорного политического решения в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН», - отметил в письме Макрон. До этого письма Франция заявляла, что данный план нуждается в серьезных обсуждениях, и не использовала термин «суверенитет Марокко».
Реакция Алжира на провокацию Макрона была молниеносной – из Парижа был немедленно отозван посол страны Саид Мусси. Было заявлено, что посольство будет возглавлять временный поверенный. Продолжающиеся с тех пор холодные отношения между Алжиром и Францией обострились в декабре этого года в результате деструктивных действий последней. В частности, было установлено, что французские шпионы пытались вербовать бывших террористов, чтобы дестабилизировать ситуацию в Алжире.
Так, по сообщению алжирского агентства APS, 7 декабря на двух государственных телеканалах Алжира – EPTV и AL24 вышла в эфир документальная передача «Провал заговора: алжирские орлы-победители». В передаче было рассказано о признаниях 35-летнего Мохамеда Амина Айссауи. По его словам, Главное управление внешней безопасности Франции завербовало его для формирования вооруженных группировок в Алжире. Айссауи рассказал, что в 2013 году он жил во Франции, затем присоединился к «ИГИЛ», был ранен, после чего арестован в Турции. Из Турции Айссауи был репатриирован в Алжир и находился в тюрьме до 2019 года. В 2022 году с ним связалась французская компания Artemis, которая специализируется на «пресечении радикализации». Как было отмечено в передаче, эту сомнительную компанию возглавляет советник бывшего министра внутренних дел Франции Бернара Казнева. В апреле 2023 года спецслужбы Алжира запечатлели первую физическую встречу между Айссауи и представителем компании Artemis в алжирской столице. Представитель Artemis, назвавшийся Иваном, на самом деле был сотрудником французского Главного управления внешней безопасности, работавшим под прикрытием «первого секретаря французского посольства».
На начальном этапе у Айссауи запросили информацию о радикальных исламистах в регионе Типаза и проходящих оттуда мигрантах. Главное управление внешней безопасности Франции намеревалось отправить его в Нигер для присоединения к тамошней вооруженной группировке. За это ему посулили 50 тысяч евро. Однако этим планам помешал государственный переворот в Нигере в июле 2023 года. После этого Айссауи было поручено сблизиться с радикальными исламистами в Алжире.
Между тем, спецслужбы Алжира уже имели информацию о планах французов. Соответствующие структуры Алжира, составив фейковые списки, передали их французской стороне через Айссауи. В планы французских разведывательных служб входила и организация террористических актов в Алжире.
После выхода в эфир документальной передачи «Провал заговора: алжирские орлы-победители» 12 декабря МИД Алжира вызвал посла Франции Стефана Ромате и выразил решительный протест высшего руководства Алжира в связи с многочисленными враждебными действиями и провокациями Франции против этой страны. На встрече алжирская сторона заявила, что за всеми деструктивными действиями стоит Главное управление внешней безопасности Франции, которое преследует цель дестабилизации государственных институтов Алжира и подрыва ситуации в стране. Алжирская сторона потребовала от Парижа прекратить эти действия, предупредив, что в противном случае Алжир предпримет ответные меры.