Война с дипломатией Вашингтон и Москва еще на связи
Президент США Дональд Трамп заявил о возможном визите своего спецпосланника по Ближнему Востоку Стива Уиткоффа в Россию 6 или 7 августа. Это событие совпадает с концом срока, который Трамп отвел России на достижение соглашения с Украиной по прекращению огня. По его словам, в случае если договорённость не будет достигнута, США введут новые пошлины и «другие меры», что является самым жестким ультиматумом за все время посреднической деятельности Трампа. Примечательно, что впервые за все время конфликта в Украине отношения между США и Россией снова оказались на грани эскалации.
Так, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в ответ на новый ультиматум Трампа выступил с достаточно провокационными заявлениями, угрожая применением системы «Периметр», более известной как «мертвая рука» — автоматизированным механизмом ответного ядерного удара, унаследованным от СССР. В ответ Трамп заявил, что приказал разместить две атомные подводные лодки в нужных точках и дал понять, что США также готовы к ядерному сценарию.
В этом демонстративном ответе американской стороны есть несколько интересных аспектов. Во-первых, Вашингтон впервые отреагировал публично и зеркально в ответ на ядерную риторику Москвы. Это можно воспринять и как шаг к эскалации, и наоборот, как призыв не допустить ее. В любом случае, если это не эскалация, то готовность к ней, а значит, от Москвы теперь, скорее всего, следует ожидать ослабления ядерной риторики.
Второй интересный момент заключается в том, что впервые Трамп ответил российскому политику рангом ниже его самого. Во всем этом, конечно же, также есть элементы политического шоу. Трамп, пока еще не сумевший остановить войну в Украине, будет делать всё возможное, чтобы «украсить» весь отрезок посреднического процесса, каким бы длинным он ни был, громкими и популистскими заявлениями. Также сыграла свою роль и общая раздраженность Трампа от действий Путина, никак не готового вручить ему лавры миротворца.
Беседа Путина с Лукашенко в Валааме никак не продемонстрировала его готовности хоть к какому-то перемирию, несмотря на сдержанный и даже благостный образ. Так, в ответ на известные заявления Трампа в его адрес, Путин вкрадчиво заметил, что все разочарования происходят от избыточных ожиданий.
Правда, на той же лавочке в Валааме Путин тем же мягким тоном выразился в том духе, что нужно разговаривать не путем ультиматумов, а через специальные каналы, то есть в более доверительной обстановке, как бы послав сигнал о том, что не все еще потеряно. Путин хочет, чтобы его уважали.
Что ж, кажется, Трамп готов пойти навстречу Путину и отправляет к нему уже в пятый раз своего спецпредставителя. Теперь эксперты всех мастей гадают, что везет с собой в Москву Уиткофф – кнут или пряник, черную метку или оливковую ветвь?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо понять основополагающие вещи. Путин не может остановить войну, не добившись хотя бы части озвученных целей т.н. «СВО». Напомним, что ни одна из них не достигнута. США и даже Европа не желают демонстративного военного поражения России, так как их пугает перспектива развала страны и хаоса на территории, где имеется ядерное оружие. Отсюда можно сделать вывод, что помощь Украине, как и раньше, будет использоваться для стачивания военного потенциала России, но в размере, недостаточном для того, чтобы помешать Москве добиться части поставленных задач, после чего она сама уже пойдет на перемирие.
В рамках этой стратегии Трамп может пойти на какой-то решительный шаг, не способный переломить ход войны, однако достаточный для того, чтобы на какое-то время создать подобную видимость – например, передать Украине какой-то вид вооружения, пусть даже очень серьезный, но в небольшом количестве, и так до нового кризиса. Ну и, конечно же, санкции. Куда же без них…
В этих обстоятельствах визит Уиткоффа скорее представляется как демонстрация непрерывности посреднической инициативы, от которой Трамп, судя по всему, не готов отказаться.