Запрет ЛГБТ пропаганды в Грузии и истерика Европы Тбилиси непреклонен
Похоже, что очередной шаг, предпринятый Тбилиси, вступает в противоречие с «политикой толерантности и демократии» Европы, что может стать еще одним камнем претконовения на пути Грузии в ЕС. Как известно, после принятия 17 сентября парламентом страны законопроекта «О семейных ценностях», который запрещает пропаганду ЛГБТ и смену пола, Европейский Союз обрушился с очередной волной критики на власти Грузии.
Этот законопроект был внесён в парламент правящей партией «Грузинская мечта» ещё в начале июня и утверждён в первом чтении в конце того же месяца. Осенью его рассмотрение продолжилось. Среди прочего, документ запрещает однополые союзы и альтернативные формы брака, а также возможность усыновления детей лицами, которые идентифицируют себя как представители другого пола, и негетеросексуальными людьми. Кроме того, законопроект предусматривает запрет операций по смене пола и пропаганду ЛГБТ в образовательных учреждениях, СМИ и в публичном пространстве.
Как и ожидалось, принятие такого закона Грузией в Европейском Союзе восприняли в штыки. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал грузинские власти отменить закон, который, по его утверждению, «еще больше сбивает Грузию с пути в ЕС».
«Парламент Грузии принял законы о «семейных ценностях и защите несовершеннолетних», которые подорвут основные права людей и усилят дискриминацию и стигматизацию. Я призываю Грузию отменить этот закон, еще больше сбивающий страну с пути в ЕС», — написал Боррель на своей странице в социальной сети Х.
Кроме того, с не менее жёсткой критикой в адрес грузинских властей в связи с принятием закона, который «не соответствует европейским стандартам», выступило и Министерство иностранных дел Германии. Оно призвало Тбилиси изменить свою официальную позицию.
«Законодательный пакет, принятый парламентом Грузии, призван дискриминировать представителей ЛГБТ. Он нарушает гражданские права, как указала Венецианская комиссия, и отдаляет Грузию от Евросоюза. Мы призываем Грузию изменить курс», — отметили в немецком ведомстве.
В список тех, кто недоволен политикой Тбилиси, вошли также многие «правозащитные» международные организации. Они утверждают, что закон может усилить стигматизацию и привести к дискриминации в обществе.
Между тем, Грузия не единственная страна, которая подвергается серьезной критике со стороны ЕС из-за «нарушения высоких европейских ценностей». Например, даже европейская Венгрия ранее сталкивалась с подобными проблемами. В июне 2021 года в Будапеште был принят закон «О запрете гей-пропаганды в школах». В ответ на это в том же году ЕС угрожал ввести санкции против правительства Виктора Орбана. В этой связи глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла о том, что «венгерский законопроект – это позор и Евросоюз не пойдет на компромисс в отношении таких принципов, как человеческое достоинство, равенство и уважение прав человека».
До этого в Еврокомиссии предупреждали, что в случае принятия этого закона могут быть сокращены европейские выплаты Будапешту. Удивительно, что в самой Венгрии на протесты против закона вышли учителя и психологи, которые заявили, что не будут выполнять требования закона и продолжат беседы с несовершеннолетними школьниками о проблемах в ЛГБТ-сообществе. Протесты против венгерского закона «О запрете гомосексуализма» были и в других странах ЕС, а муниципальные власти Мюнхена и вовсе предложили осветить городской стадион, где ожидался футбольный матч между сборными Германии и Венгрии, символикой ЛГБТ.
В этом контексте важно отметить, что, несмотря на проевропейские настроения в грузинском обществе, принятие закона о запрете пропаганды ЛГБТ активно поддерживается населением страны. Например, убийство Кесарии Абрамидзе — первой трансгендерной женщины в Грузии не вызвало никакого резонанса в грузинском обществе. Не было ни акций протеста по этому поводу, ни митингов солидарности с ЛГБТ-сообществом.
С другой стороны, очевидно, что истерика Европейского союза по поводу принятия этого закона не является случайной. В преддверии парламентских выборов, которые должны пройти в октябре текущего года, ЕС стремится оказать давление на грузинские власти, чтобы повлиять на будущее страны. Под предлогом защиты прав ЛГБТ Брюссель пытается вмешаться в предвыборный процесс с целью привести к власти в Грузии подконтрольных ему политиков.
Хотя Грузия с конца прошлого года является кандидатом на вступление в ЕС, переговоры между Тбилиси и Брюсселем приостановлены. Кризис в отношениях с ЕС произошел после того, как в мае 2024 года, несмотря на протесты оппозиции, власти Грузии приняли закон об «иностранных агентах» (официально – «О прозрачности иностранного влияния»), который требует от НПО регистрации в качестве «агентов иностранного влияния», если их иностранное финансирование составляет более 20% их годового дохода.
Грузинские власти в свою очередь не скрывают своего удивления политикой ЕС, которая носит откровенно враждебный характер.
«Ранее мы приняли закон «О прозрачности иностранного влияния», и зарубежные политики назвали его российским. Накануне наш парламент принял законодательный пакет, запрещающий пропаганду ЛГБТ, и его также назвали российским. Это абсолютно непонятное явление. Нельзя, чтобы Европа ассоциировалась в грузинском обществе с непрозрачностью и ЛГБТ-пропагандой», — сказал Кобахидзе СМИ.
В свою очередь грузинский политолог, председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили в беседе с Caliber.Az заявил о том, что недавно принятый правительством Грузии закон о запрете пропаганды ЛГБТ находит абсолютную поддержку в грузинском обществе.
«Считаю, что принятие такого закона является правильным решением «Грузинской мечты», поскольку полностью соответствует семейным ценностям и национальным интересам самой Грузии. Особенно это важно с точки зрения морали и воспитания современной молодежи.
Что же касается агрессивной позиции Запада, то я думаю, это делается на уровне каких-то заявлений с тем, чтобы таким способом активизировать грузинскую оппозицию в преддверии парламентских выборов. При этом Запад не ставит своей целью полностью вмешаться в этот процесс, иначе он бы предпринял более действенные меры, к примеру профинансировал бы оппозицию. Но этого не происходит. Поэтому я бы не стал утверждать, что принятие закона о запрете пропаганды ЛГБТ может помешать вступлению Грузии в Европейский союз. «Грузинская мечта» принятием такого закона показала, что наша страна свою политику выстраивает самостоятельно, не оглядываясь на Запад и ставя во главу угла собственные приоритеты», — сказал З. Касрелишвили.