Заветные полтора дюйма Пашинян напрашивается в друзья к Трампу
Недавно СМИ облетела фотография, на которой армянский премьер-министр Никол Пашинян улыбается в компании французского президента Макрона и вновь избранного президента США Дональда Трампа. Дело происходило на церемонии торжественного открытия Собора Парижской Богоматери после его восстановления.
Любопытна мизансцена. Макрон покровительственно держит правой рукой армянского премьера за локоть. И стоят эти двое вплотную друг к другу. Трамп же стоит от них на еле заметном расстоянии. В целом, не нужно быть ни психологом, ни физиономистом, чтобы считать композицию следующим образом – Макрон вводит, точнее, пытается ввести Пашиняна в круг общения Трампа.
Впрочем, то, что предлагает нам фотография, подтверждается многочисленными фактами, которые свидетельствуют о том, что Пашинян твердо вознамерился втереться в доверие к будущему хозяину Белого дома и использует для этого все возможности. Дело это представляется довольно трудным, так как Пашинян и его команда всей душой поддерживали администрацию Байдена, да и традиционно, республиканцы не настолько склонны питаться армянскими нарративами, как это делают демократы. Вот и пытается теперь Пашинян устроиться под крыло Трампу, как ни в чем не бывало.
Здесь, пожалуй, уместно привести в сравнение позицию президента Азербайджана Ильхама Алиева, который еще в июле на медиафоруме в Шуше выступил в поддержку Трампа, в отличие от пытающейся угнаться за изменившейся конъюнктурой армянской власти.
Но вернемся к армянскому лидеру. Трудность задачи для Пашиняна усложняется еще и тем фактором, что он не может использовать для этого ресурсы армянской диаспоры Америки и ее самой мощной институциональной структуры — ANCA. Не секрет, что в ней заправляют дашнаки, которые относятся к Пашиняну крайне негативно, сваливая на него всю вину за поражение в 44-дневной войне. По их мнению, он предал дело «миацума» и, более того, слишком медленно ведет дело к попытке реванша.
Как стало известно Caliber.Az, Пашинян в этих условиях дал послу Армении в США, своей бывшей учительнице по английскому Лилит Макунц особое поручение установить контакты с администрацией Трампа в обход ANCA. Учительница оказалась женщиной умелой и таки установила искомый контакт, благо, догадалась использовать для этого другую умелую женщину – Ким Кардашьян. Та, в свою очередь, довела соответствующую просьбу до Трампа посредством его зятя Джареда Кушнера.
Параллельно правительство Пашиняна активно подключило к процессу лоббирования своих интересов 84-летнего американского бизнесмена армянского происхождения, уроженца сирийского Алеппо Альберта Бояджана. Он является основателем AAPAC (Армяно-американский комитет политического действия), который правительство Пашиняна рассматривает в качестве альтернативной платформы ANCA.
Бояджан позиционирует себя как «филантропа». При этом вся его благотворительная деятельность была преимущественно направлена на поддержание экспансионистской сущности Армении, так называемых «проектов», нацеленных на цементирование армянской оккупации Карабаха и прилегающих территорий. В частности, Бояджян способствовал реализации в Европе и США незаконной продукции карабахских сепаратистов, а также принял активное участие в строительстве трассы «Горус — Ханкенди» и стратегически важной для бывших сепаратистов Карабаха автомагистрали «Север-Юг» (не путать с одноимённым региональным транспортным коридором), ежегодно внося в фонд строительства дороги от 500 тыс. до 1 млн. долларов.
Бояджян активно сотрудничал и с правительством Сержа Саргсяна, которое в 2011 году вручило ему «Орден почета». В 2005 году Бояджяна в Карабахе принимал главарь сепаратистов Апкадий Гукасян, а в 2019 году – Бако Саакян. В 2020 году третий президент Армении Саргсян поздравлял его с 80-летием.
Одним словом, Бояджяна можно сравнить с другим армянским толстосумом — Рубеном Варданяном, с той лишь поправкой, что ему хватило ума не въезжать в Карабах после капитуляции Армении в 2020 году. В остальном все схоже — оба убежденные армянские националисты и реваншисты с имиджем «филантропов».
Любопытно, что Бояджян, в отличие от большинства представителей армянской диаспоры в Америке, все-таки не стал сжигать мосты с правительством Пашиняна, очевидно, справедливо рассудив, что сможет получить некие бонусы от предоставления услуг последнему. Нюх, как говорится, его не подвел – именно этим он сейчас и занимается.
Наконец, третий путь к администрации Трампа для Пашиняна лежит через президента Франции Макрона, чему мы были свидетелями в Париже, и с чего мы и начали наше повествование. Очевидно, Пашинян, словно ребенок, просил Макрона представить его Трампу и сделать совместную фотографию. Тут, однако, уместен вопрос – а насколько сам Макрон близок к Трампу? Ведь еще с прошлой каденции Трампа было заметно, что Макрон ведет себя в его компании робко, понимая, что американский лидер испытывает к нему неприязнь. Это неудивительно, ведь Трамп – консерватор, радетель традиционных семейных ценностей – и ему просто не по душе насквозь либеральный Макрон.
Впрочем, политика — это не только про настроение, но и про интересы. Макрон, несмотря на либеральные взгляды в социальной и экономической сфере, сочетает в себе также и национальные амбиции — а вот они уже входят в гармонию с тенденцией Трампа на сворачивание Америки с тропинки глобализации. Похоже, Макрон теперь пытается доказать Трампу, что он именно тот парень, который нужен тому в Западной Европе. Вероятно, потому и прилетел Трамп в Париж — обсудить роль Франции в обновленной Европе. Да и чем не повод отпраздновать восстановление самого знаменитого европейского храма. Кажется, Макрон воспользовался силой момента для представления ему Пашиняна как представителя, согласно известной легенде, самой первой страны, принявшей христианство.
Однако не будем забывать, что всё, чего пока добился Пашинян на пути сближения с Трампом, — это совместная фотография. И даже на ней, как уже было отмечено выше, Трамп поспешил отделить себя от армянского премьера на полтора дюйма.
И это, несмотря на размер, один из самых трудных для преодоления отрезков.