«Шла гражданская война, наступал голод... На помощь пришел Баку»
    Анзор Бицадзе в гостях у Caliber.Az

    ИНТЕРВЬЮ  15 Апреля 2022 - 15:58

    Тамилла Мамедова
    Caliber.Az

    Интервью Caliber.Az с грузинским политиком, членом Политсовета партии «Единая Грузия» (лидер партии - Нино Бурджанадзе) Анзором Бицадзе.

    - Батоно Анзор, спасибо за то, что согласились на интервью. И первый вопрос: вы пошли в политику под влиянием вашей мамы Нино Бурджанадзе, которая является известным политиком в Грузии?

    - В первую очередь мне хотелось бы выразить признательность и благодарность руководству Азербайджана за то, что оно одним из первых сделало заявление о непризнании так называемых «парламентских выборов» в самопровозглашенной «Южной Осетии». Кроме того, местная самопровозглашенная власть говорила о проведении референдума для дальнейшего присоединения к РФ. Это очередной очень дружественный и очень нужный нашему государству шаг со стороны нашего стратегического партнера, за что мы очень благодарны. Официальный Баку всегда поддерживал территориальную целостность Грузии.

    Что касается моих планов и как все это началось, то хотелось бы отметить, что первый шаг в политике на уровне активиста я сделал еще в 2003 году, когда мне было 18 лет, во время «Революции роз». Я понимал уже тогда, что невозможно оставаться в стороне от всех процессов, которые происходили в моей стране, когда молодые люди выходили на демонстрации за лучшее будущее своей страны.

    Затем, когда Нино Анзоровна основала свою политическую партию в 2008 году, я начал свою деятельность в ней как рядовой член молодежной организации, потом возглавлял эту молодежную организацию партии. Одним словом, я прошел все уровни в партии Нино Бурджанадзе. Несмотря на то, что она являлась председателем партии, я никогда не пользовался этим и всегда старался пройти все ступени партийной деятельности и таким образом дошел до члена Политсовета. И вот уже несколько лет, как я принимаю участие в публичной политической жизни Грузии и считаю, что человек должен пройти определенные жизненные этапы, прежде чем стать публичным лицом своей страны. Мне приходилось очень много видеть и слышать, и могу с уверенностью сказать, что начиная с 2000 года не было такого момента, когда я не интересовался бы политической составляющей Грузии и не пребывал бы на каком-либо этапе в данном направлении, не являлся бы участником важных  политических событий в нашей стране.

    Да, этот путь был не таким легким, особенно в такой молодой демократии как Грузия, но я считаю, что это самый лучший путь в моем случае – служить своему народу и своему государству, при этом полностью осознавая свою двойную ответственность, если ты являешься членом семьи одного из самых известных политиков Грузии. Но выбор был сознательным, и я думаю, что все еще впереди, потому что в сегодняшней Грузии есть за что бороться.

    - Вы являетесь оппонентами действующей власти. Как вы считаете, является ли нынешняя власть логическим результатом краха «Революции роз» 2003 года, одним из лидеров которой была Нино Бурджанадзе?

    - Спасибо за этот вопрос. Мы действительно в Грузии часто обсуждаем, как так получилось, что мы получили в стране нынешнюю власть. Для меня самым неприемлемым фактом в этом является то, что Грузия показала себя государством, где всем управляет человек неформально, не занимая никаких официальных должностей, не появляясь на публике уже не один год, и этот человек далеко не политик, а просто самый богатый человек в стране. Это получается абсолютно уникальная в мире модель управления страной, и мы часто думаем, как мы до этого дошли.

    Я считаю, что «Революция роз» 2003 года во многом определила те события, которые уже произошли в 2012 году, когда к власти пришел Иванишвили. После «Революции роз» ожидания народа были огромными, потому что пришла молодая многообещающая команда. Лидеры «Революции роз» - Михаил Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания действительно были в то время звездной командой. Очень много было сделано, потому что Грузия до 2003 года и после 2003 года - это два совершенно разных государства. Начались укрепляться государственные институты, был проведен ряд очень серьезных реформ, экономика нашей страны выросла в разы, и в первые несколько лет страна семимильными шагами двигалась вперед. Но, к сожалению, потом очень многое пошло не так, как представлялось мне и моим соотечественникам, произошла трагедия 2008 года, когда Грузия потеряла свои территории, затем были свернуты многие реформы, а самым большим разочарованием стало то, что права человека отошли на второй план в повестке дня, а затем нарушение прав и вовсе стало принимать вопиющий характер. И в итоге в 2012 году народ пошел голосовать за новую власть, чтобы отправить в оппозицию предыдущую.

    Поэтому я считаю, что нынешнее правительство - это плоды тех ошибок, которые произошли во второй половине правления прежнего правительства. Выход из этой ситуации будет нелегким, и придется бороться политическим путем, чтобы вернуть себя в нормальную систему управления государством.

    - Пути вашей матери с Саакашвили разошлись давно. Возможна ли кооперация между вашей партией и «ЕНД», партией Саакашвили?

    - Действительно, их пути разошлись давно из-за очень глубоких и принципиальных разногласий, особенно под конец 2007 года, когда в Грузии произошел внешнеполитический кризис. Но когда наши пути разошлись, когда мы были в оппозиции «ЕНД», правительство Саакашвили боролось с нами всеми правдами и неправдами, мы являлись политической партией, у которой было более 40 заключенных во время правления прежнего правительства, поэтому история очень сложная во взаимоотношениях между Нино Бурджанадзе и Михаилом Саакашвили, и нашей партией.

    Что касается возможности кооперации, я бы больше назвал это возможностью дальнейшего взаимодействия в рамках единой оппозиции, потому что мы считаем, что, когда у нас очередная цель перевести в оппозицию партию человека, который продает интересы своей страны, единственный путь - это полное объединение оппозиции на политическом фронте. Очень много наших сограждан требуют от оппозиционных партий, чтобы они скоординировались, отложили разногласия на потом.

    Поэтому взаимодействие оппозиционных партий - это заказ нашего общества и его нужно выполнять аккуратно в рамках политической культуры. Но все-таки цель всех оппозиционных политиков Грузии одна и очень важная - вернуть страну на путь развития, вернуть смысл правления страны в государственных институтах, а также прекратить неформальное правление.

    - Чем отличается от действующих властей подход вашей партии к членству Грузии в ЕС и НАТО?

    - На этот счет было очень много пропагандистских атак против нашей политической партии еще со времен Саакашвили, потому что оппонентам было очень удобно обвинять нас во всех грехах.  Хочу подчеркнуть, что  со дня основания нашей партии и до сегодняшнего дня мы поддерживаем членство Грузии в ЕС и без ложной скромности могу сказать, что у нашей партии и ее лидера больше компетенций, чтобы вести страну в сторону членства в ЕС, чем у действующей власти. Путь, который страна должна проделать для членства в ЕС, довольно нелегкий, нужно проводить реформы, привести в порядок государственное устройство, отделаться от неформального правления. У нашей партии есть компетенция, которая может помочь стране стать членом Евросоюза.

    Что касается вступления страны в НАТО, то у нас была немного иная позиция по этому поводу, потому что мы всегда говорили, что членство в НАТО для Грузии является нереалистичной задачей, подтверждением чему является саммит в Бухаресте в 2008 году, когда Грузия и Украина не получили карту по членству.

    Мы никогда не выступали против сотрудничества с НАТО, и эта цель на сегодня у нас остается неизменной. Мы считаем, что Грузия должна сотрудничать с НАТО, но на сегодня ее членство в организации является иллюзорным и обманывать народ на этот счет не очень благородное занятие.

    - Заранее прошу прощения за, может быть, немного резкий вопрос. Но в контексте вышесказанного не могу его не задать. В Грузии некоторые вашу партию подозревают в симпатиях к России, считают пророссийской. Это действительно так или ваш прагматичный подход вызывает такое отношение в Грузии?

    - Могу вас заверить, что, если кто и является сторонником реальной и прагматичной политики, это Нино Анзоровна и наша политическая партия.  Обвинения нашей партии в симпатии к России начались после того, как отношения между Бурджанадзе и Саакашвили обострились, и тогда по команде прежней власти буквально из каждого утюга все пытались доказать, что наша партия является пророссийской организацией,  что у нас нездоровые симпатии к России. Все это использовалась в пропагандистском плане против Нино Бурджанадзе, да и нынешняя власть не отказывается от этого наследия.

    В реальности же у нас был реалистический подход, и мы были единственной политической партией, которая говорила вслух о том, что надо вести диалог с РФ. В 2016 году наша партия предложила обществу начать размышлять о внеблоковом статусе Грузии, если взамен мы получим территориальную целостность и деоккупацию наших территорий, что было использовано против нас. Так что обвинения нашей партии в пророссийской ориентации связаны с теми прагматичными заявлениями, которые мы делали и будем делать.

    - А что вы думаете по поводу охлаждения между Тбилиси и Киевом? Кто виноват в этом и что будет дальше?

    - Я считаю, что когда дружественный и стратегический партнер нашей страны воюет и когда в нашем регионе и мире царит тяжелейший кризис, грузинским властям нужно было быть более дипломатичными и более доброжелательными к своим украинским коллегам в своих заявлениях.

    Все началось после заявления премьер-министра Грузии по Украине и вопроса о том, присоединится ли Грузия к антироссийским санкциям. На самом деле наши украинские коллеги не требовали у властей Грузии наложить санкции на РФ, потому что, понятное дело, если будут санкции со стороны Грузии против России, то в итоге пострадает только грузинская экономика, а России от этого не будет ни холодно, ни жарко. 

    Но у грузинских властей было явное нездоровое отношение к Украине, которое прослеживалось в каждом их заявлении.  Я считаю, что это очень серьезный дипломатический экзамен, который грузинская власть провалила, оказавшись в неловком положении перед Киевом. Это еще раз доказывает, что в такие неспокойные времена Грузии нужно компетентное правительство, которое будет исходить из прагматических интересов своей страны и не будет управляться непонятно откуда.

    - Что сегодня нужно сделать, чтобы победить на парламентских выборах Грузии?

    - Я думаю, что последние парламентские выборы - наглядное доказательство тому, что если не будет абсолютного единства оппозиционных партий, если оппозиция не выступит единым фронтом против правительства и партии Иванишвили, то повторить тот результат, который был у оппозиционных партий на прошлых выборах, будет трудно. Надо четко понимать, что у соперника за спиной административный ресурс, определенное число сторонников и человек, который богаче всей грузинской экономики.

    Если оппозиция чего-то реально добивалась за последние 9 лет, то только путем объединения. Так было и во время Звиада Гамсахурдиа в 1992 году, Эдуарда Шеварнадзе в 1995 году, и «Революции роз», когда несколько политических партий объединились в большую коалицию с тремя лидерами революции.

    В 2021 году Иванишвили также создал большую коалицию, которая состояла из всех основных политических партий Грузии, в результате чего коалиционным путем ему удалось перевести «ЕНД» в оппозицию. Так что в Грузии еще не было такого случая, когда одна конкретная политическая партия с одним лидером сменила бы власть. И я не понимаю, почему многие мои коллеги забыли об этом, потому что те политики, которые реально хотят поменять власть в Грузии, должны четко и реально подойти к этой задаче и посмотреть на историю и на те настроения, которые существуют в обществе, на тот политический заказ, который есть у наших избирателей по отношению к политикам.

    -  Есть ли вопросы, в которых у вас расходятся мнения с Нино Анзоровной?

    - Споры по политическим вопросам со стороны Нино Анзоровны всегда приветствовались. Она никогда не старалась насаждать свое мнение, и даже когда я выступаю публично или общаюсь со СМИ, я не припоминаю случая, когда бы она старалась диктовать свои принципы. Но, конечно, все основные моменты нашей политической деятельности мы согласовываем между собой, но это происходит через серьезные обсуждения, иногда доходя до политической дискуссии. Так что она никогда не требует полного согласования с ее мнением, тем более от меня, такого не было и не будет. Я это очень ценю и думаю, что это одна из определяющих черт ее характера, которая показывает, насколько она открытый и демократичный человек. Она всегда старается, чтобы я брал полную и максимальную ответственность за свои слова и поступки.

    - Ваше отношение к Азербайджану, к решению им Карабахского конфликта и двусторонним азербайджано-грузинским отношениям?

    - Я еще с глубокого детства помню, что между Азербайджаном и Грузией всегда существовали особые и действительно братские отношения. Недавно мы с Нино Анзоровной вспоминали, что, когда я еще был ребенком в далекие 90-е годы, решалась судьба трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, определенная часть которого проходила через территорию Грузии. Его создание - заслуга Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе. Тогда Нино Бурджанадзе присутствовала на переговорах и возник довольно проблематичный вопрос: Грузии доставалось очень мало прибыли от транспортировки азербайджанской нефти по этому трубопроводу, потому что международные стандарты не позволяли транзитной стране получать прибыли больше определенного количества.

    Тогда в Грузии был сложный период, в стране царил экономический и энергетический кризис, только закончилась гражданская война, и страна была фактически разорена. И благодаря позиции официального Баку наша страна получила по контракту намного больше прибыли как транзитер нефти, чем ей полагалось. Это было тогда огромной помощью со стороны Азербайджана.

    Когда еще мой дедушка был в правительстве министром, в Грузии шла гражданская война, запаса пшеницы у нас в стране оставалось только на три дня, после которых в стране начался бы голод. В это время отгрузили пшеницу в грузинских портах, которая предназначалась для Баку. Наша страна попросила правительство Азербайджана, чтобы они уступили нам этот груз пшеницы. И тогда тоже Баку пошел нам навстречу, в результате чего Грузия смогла преодолеть этот продовольственный кризис. Дружба наших стран и народов знает очень много подобных примеров. Надежное добрососедское партнерство между Тбилиси и Баку - это надолго и этому ничего не грозит, наши страны будут вносить огромный вклад в стабильность и развитие нашего региона.

    Что касается Карабаха, то Грузия всегда официально признавала территориальную целостность нашего ближайшего друга и стратегического партнера Азербайджана, и нас всегда связывала общая проблема - оккупация наших земель. Поэтому для Грузии самым важным принципом является поддержание территориальной целостности всех суверенных государств.

    Caliber.Az

    Просмотров: 2839

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

«Франция и Греция напуганы договоренностями Баку и Еревана» Экспертные мнения на Caliber.Az

25 Апреля 2024 - 11:11

«29 апреля будет сложным днем для Грузии» Валерий Чечелашвили на Caliber.Az

24 Апреля 2024 - 15:05

«База НАТО на Южном Кавказе вызовет неуправляемые процессы» Юрий Бочаров на Caliber.Az

24 Апреля 2024 - 09:30

Европа: от союза к империи Якуб Корейба в студии Caliber.Az

23 Апреля 2024 - 18:03

«Народы Южного Кавказа сами должны решать свои разногласия» Уолш и Калиев на Caliber.Az

24 Апреля 2024 - 16:49

Сарматы, тюрки и современность Беседа с Дмитрием Чернышевским

22 Апреля 2024 - 16:35
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Казахстан и Китай подписали план военного сотрудничества

    25 Апреля 2024 - 19:14

    Путин собирается в Китай

    25 Апреля 2024 - 19:13

    Иран призывает страны БРИКС содействовать прекращению конфликта в секторе Газа

    25 Апреля 2024 - 19:08

    Обсуждено военное сотрудничество между Азербайджаном и Казахстаном

    ФОТО/ВИДЕО

    25 Апреля 2024 - 19:02

    Toyota продала рекордное число автомобилей

    25 Апреля 2024 - 19:02

    Азербайджанский дзюдоист вышел в финал чемпионата Европы

    25 Апреля 2024 - 18:55

    Азербайджан принят в члены Глобального совета по устойчивому туризму

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 18:51

    В Женеве обсудили отчет омбудсмена Азербайджана

    25 Апреля 2024 - 18:50

    Выросли убытки кредитных союзов Азербайджана

    25 Апреля 2024 - 18:40

    Трамп не откажется от членства в НАТО

    Сомнения Столтенберга

    25 Апреля 2024 - 18:38

    Почтена память Национального героя Азербайджана Альберта Агарунова

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 18:28

    CNN, Edelman, Нобелевская премия и Варданян

    Запредельный цинизм

    25 Апреля 2024 - 18:20

    Азербайджанские судьи на матче Суперлиги Греции

    25 Апреля 2024 - 18:17

    Греция приходит на помощь Франции

    25 Апреля 2024 - 18:15

    Алиев и Жапаров приняли участие в церемонии закладки фундамента полной средней школы в селе Хыдырлы

    ФОТО/ОБНОВЛЕНО

    25 Апреля 2024 - 18:11

    На границе между Азербайджаном и Арменией установлено 20 пограничных столбов

    25 Апреля 2024 - 18:05

    Менеджер: После такого Гурбанлы вряд ли останется в «Юргордене»

    25 Апреля 2024 - 17:59

    В захоронении в Ходжалы найдены новые тела

    ФОТО / ОБНОВЛЕНО

    25 Апреля 2024 - 17:59

    В Баку установлены первые велосипедные светофоры

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 17:57

    Подписан меморандум между SOCAR и Государственной налоговой службой

    25 Апреля 2024 - 17:56

    Алиев и Жапаров ознакомились с работами, проводимыми во дворце Панахали хана в Агдаме

    ФОТО/ОБНОВЛЕНО

    25 Апреля 2024 - 17:54

    ЦАХАЛ уничтожил 20 км тоннелей в районе «центрального коридора» в Газе

    ВИДЕО

    25 Апреля 2024 - 17:50

    Сахиль Бабаев: За пять лет в Азербайджане реализовано 4 пакета социальных реформ

    25 Апреля 2024 - 17:44

    Минобороны Турции о сотнях уничтоженных террористов

    ВИДЕО

    25 Апреля 2024 - 17:31

    В Турции началось проектирование нового авианосца

    25 Апреля 2024 - 17:21

    Европарламент призвал ЕС не признавать президентские выборы в РФ

    25 Апреля 2024 - 17:10

    Орхан Мамедов об интересе предпринимателей к аграрному сектору Нахчывана

    25 Апреля 2024 - 17:04

    Для предпринимателей в Карабахе будут созданы дополнительные возможности

    25 Апреля 2024 - 17:02

    Как это делалось в Новом Свете-3

    «Неудобная правда» Самита Алиева

    25 Апреля 2024 - 17:01

    Судоходство в Суэцком канале сократилось

    25 Апреля 2024 - 17:00

    Зубир определился по поводу команды

    25 Апреля 2024 - 16:50

    Визит Жапарова в Азербайджан завершился

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 16:49

    Алиев и Жапаров посетили Агдам

    ФОТО/ОБНОВЛЕНО

    25 Апреля 2024 - 16:46

    Состоялся совместный обед Алиева и Жапарова

    25 Апреля 2024 - 16:39

    Нефть продолжает дорожать

    ОБНОВЛЕНО

    25 Апреля 2024 - 16:30

    СМИ: Как Иран скрыл ущерб от ударов Израиля?

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 16:20

    Алиев пригласил Мишеля на COP29

    25 Апреля 2024 - 16:09

    ЦБ Турции сохранил ключевую ставку

    25 Апреля 2024 - 16:02

    Министр обороны Армении встретился с главой ереванского офиса СЕ

    25 Апреля 2024 - 15:55

    Иран представил новую систему ПВО - против F-35

    ФОТО

    25 Апреля 2024 - 15:51

Все новости