Красный Крест отреагировал на публикацию Caliber.Az Жесткие обвинения и право на ответ
Международный Комитет Красного Креста (МККК) ответил на публикацию Caliber.Az «Некраснеющий крест: МККК в роли филиала Минобороны Франции», в которой была подвергнута критике деятельность комитета. В ней, в частности, указывалось, что офис комитета в Ханкенди подчиняется не бакинскому, что было бы логично, учитывая тот факт, что Карабах – это Азербайджан, а ереванскому представительству Красного Креста.
«Но если до Второй Карабахской это еще как-то можно было объяснить, скажем, гуманитарной целесообразностью, и на что Баку реагировал вынужденно терпимо, то сейчас ситуация в корне изменилась. Теперь, когда Азербайджан восстановил контроль над Карабахом, офис в Ханкенди должен подчиняться представительству МККК в Баку. Таким образом, кроме следования требованиям законности страны пребывания, можно показать приверженность МККК международному праву, под защитой которого организация, собственно, и функционирует. После восстановления суверенитета Азербайджана над Карабахом прошло более двух лет, а Красный Крест и не торопится с переподчинением карабахского офиса», - говорилось в нашей авторской статье.
Как заявила Caliber.Az глава отдела по связям с общественностью представительства МККК в Азербайджане Илаха Гусейнова, в свете данной информации о роли и деятельности организации, МККК хотел бы внести ясность. И вот к нам в редакцию поступил официальный комментарий, который мы представляем без изменений.
Важность сохранения пространства для нейтральной гуманитарной деятельности
Недавно мы стали свидетелями упоминания нескольких ложных утверждений в связи с МККК, которые могут иметь пагубные последствия не только для нашей деятельности в местах, где мы работаем, но, что наиболее важно, могут лишить тысячи людей жизненно важных услуг, которые мы оказываем как здесь, в Азербайджане, так и в регионе в целом.
Нейтралитет - необходимость, а не дело выбора
За последние 160 лет МККК не жалел сил для защиты и помощи людям, страдающим от последствий вооруженных конфликтов по всему миру. Мы всегда оставались верны основным принципам, которыми мы руководствуемся в своей работе: нейтралитет - мы не вмешиваемся в политику и не отдаем предпочтений какой-либо из сторон, а также беспристрастность - помощь пострадавшим людям, вне зависимости от того, откуда они, где живут и во что верят.
Наши принципы нейтральности и беспристрастности не всем хорошо понятны, но остаются неотъемлемыми в нашей гуманитарной деятельности.
Что же может произойти, если мы отклонимся от своей нейтральности и принципов? Мы просто лишимся доверия сторон. Мы не сможем продолжить осуществлять жизне-спасающую деятельность и отвечать на нужды пострадавших общин, задержанных лиц, семей лиц, пропавших без вести, и больных.
Характер и масштабы нашей деятельности определяются в результате оценки потребностей общин. Независимо от того, куда мы имеем доступ или какую деятельность осуществляем, мы действуем исключительно с согласия и необходимого одобрения соответствующих структур и органов.
Помощь населению в 90-е годы
Мы работаем в Азербайджане и регионе с 1992 года. Еще в 90-е годы, в соответствии с нашим мандатом, мы способствовали репатриации более 360 задержанных лиц в Азербайджан и из Азербайджана и их возвращению к семьям. В регионе мы доставили около 30 000 писем Красного Креста, помогая тем самым заключенным и гражданским лицам, разлученным со своими семьями, обмениваться известиями со своими близкими.
В Физули, Агдаме, Тертере, Кяльбаджаре, Барде и Нахчыване, а также в других местах вместе с нашими партнерами из Движения Красного Креста и Красного Полумесяца мы поддержали более 260 000 вынужденных переселенцев и людей из особо уязвимых групп продовольствием, одеялами, одеждой и предметами первой необходимости. С 90-х годов на основе обращений тысяч семей мы задокументировали и сохранили информацию о лицах, пропавших без вести. Эти данные были своевременно переданы азербайджанским властям, на которых, в конечном счете, а не на МККК, лежит ответственность за выяснение судьбы лиц, пропавших без вести.
Всё, что может сделать МККК на своем уровне - это поддерживать такие усилия путем наращивания технических знаний и навыков, а также помогать семьям справляться с неопределенностью и потерей близких. Это то, что мы делали в прошлом и продолжаем делать по сей день, чтобы помочь властям в их поиске лиц, пропавших без вести в Азербайджане.
Операции МККК вдоль Лачинской дороги
С декабря 2022 года мы продолжаем проводить операции вдоль Лачинской дороги в качестве нейтрального гуманитарного посредника. За этот период нам удалось перевезти 99 пациентов, остро нуждающихся в медицинской помощи, воссоединить 259 человек с семьями и доставить в больницы лекарства, продукты питания и детские смеси. Эти операции каждый раз координируются с соответствующими органами. Мы обсуждаем с ними и информируем их обо всех логистических аспектах, о том, что и кого мы перевозим в наших автомобилях, и получаем их согласие. Осуществление таких операций не было бы возможным без принципа нейтральности, которого МККК продолжает придерживаться. Поддержание открытого и прозрачного диалога со сторонами позволяет нам протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается.
Что мы можем и чего мы не можем сделать по отношению к военнопленным и задержанным лицам
У МККК очень специфическая роль и рабочие стандарты, возложенные на него государствами-участницами Женевских конвенций. Эта роль позволяет нам проводить мониторинг реализации норм международного гуманитарного права (МГП), стимулировать его развитие и консультировать государства и властные структуры по вопросам, связанным с МГП. Но важно напомнить, что обязательства по соблюдению положений МГП, в том числе в отношении военнопленных и задержанных лиц, возлежат на ответственных властных структурах.
МККК имеет право посещать военнопленных и задержанных лиц, регистрировать их, обсуждать с ними в конфиденциальном порядке условия их содержания и обращение с ними, способствовать обмену известиями между ними и их семьями, а также доводить свою озабоченность до властей. Но только властные структуры, осуществляющие задержание, несут ответственность по защите жизни, достоинства и благополучия задержанных лиц, а также принимают решение по их освобождению.
Нарушения МГП
Иногда нас спрашивают о том, почему мы не делимся своими наблюдениями публично и не наказываем провинившихся? Oтсутствие публичных заявлений не означает, что мы равнодушны, наоборот. Всякий раз, когда мы наблюдаем нарушение каких-либо норм МГП, мы поднимаем этот вопрос прямо и настойчиво в двустороннем и конфиденциальном порядке с соответствующей стороной. Конфиденциальность может дать нам больше шансов добиться изменения поведения и устранения выявленных нарушений МГП. Наши старания могут не всегда быть видны общественности и прогресс может занять некоторое время. Такая работа не всегда приводит к успешным результатам.
Однако важно также помнить, что МККК, как гуманитарная организация не может принудить государства к выполнению их правовых обязательств. Мы гуманитарная организация, а не политическая. Ответственность за предотвращение нарушений МГП и наказание за них лежит в первую очередь на государствах. МККК не может участвовать в судебных разбирательствах или разглашать какую-либо информацию о том, что мы видим или обнаруживаем в процессе своей работы.
Наконец, на фоне распространения ложных утверждений, дезинформации и роста политических дебатов мы хотели бы еще раз заявить о необходимости не политизировать гуманитарную помощь. Мы также призываем все стороны сделать все возможное для дальнейшего сохранения нейтрального пространства для гуманитарной деятельности на благо пострадавшего населения в Азербайджане и в других местах.