Разброд и шатания в Пятой Республике Макрону будет не до Армении
30 июня во Франции прошел первый тур внеочередных выборов в Национальное собрание – нижнюю палату парламента. По итогам голосования лидирует крайне правое «Национальное объединение» (RN), которое получило чуть более 33% голосов избирателей. Однако в большинстве округов будет второй тур (во Франции выборы проходят по мажоритарной системе, а не по партийным спискам), так как по результатам первого были избраны лишь 74 депутата (в том числе и лидер RN Марин Ле Пен) из 577. Второе место по итогам голосования пока занимает левая коалиция «Новый народный фронт» – за нее отдали свои голоса 28% избирателей. На третьем месте центристы – сторонники Макрона, коалиция «Вместе», которые набрали 22% голосов. Второй тур выборов пройдет 7 июля.
Напуганные успехом RN центристы и левые снимают своих кандидатов, находящихся на третьем месте, с тем, чтобы не дробить голоса избирателей в пользу крайне правых.
Как известно, Макрон принял решение распустить парламент и назначить внеочередные парламентские выборы в надежде объединить усилия центристов и левых сил против крайне правых после тревожного сигнала в виде сокрушительной победы RN на выборах в Европарламент во Франции в начале июня. Однако некоторые эксперты подозревают Макрона в более хитроумной стратегии и допускают вторую, альтернативную цель, которая, как бы, тоже его устроит. Согласно им, в случае значительного успеха RN Макрон поручит ее председателю Жордану Барделла сформировать правительство (если RN получит абсолютное большинство, он становится премьером автоматически) и одновременно создаст для него невыносимые условия работы для реализации своей программы с тем, чтобы к следующим президентским выборам в 2027 году заставить правых полностью дискредитировать себя и свой блок.
В пользу наличия такой альтернативной стратегии говорит статистика – еще ни разу в истории Пятой республики политик, занимавший пост премьер-министра накануне президентских выборов, не одерживал на них победу.Говорить что-то определенное можно будет только после 7 июля, когда станет ясно, станет ли преимущество RN в первом туре очередным стимулом для электората Макрона и левых объединить усилия во втором туре.
Макрон и премьер-министр Атталь активно участвовали в предвыборных баталиях, агитируя за свою коалицию. Ставку в своей предвыборной программе команда Макрона сделала на проблеме Украины. Теперь же стало в очередной раз понятно, что французы обеспокоены совсем другими проблемами, такими как падение жизненного уровня, рост беспорядков, невнятная иммиграционная политика, бездарная внешняя политика, бездушная глобализация и евроинтеграция, удушающая жителей маленьких городов и деревень, фермеров.
Да, за «Национальное объединение» более всего голосует провинция, однако устойчивый рост поддержки партии наблюдается и в других слоях населения – среди более состоятельных граждан, пенсионеров и пр.
Что касается Азербайджана, то для нас не имеет особой разницы, кто займет большинство в нижней палате французского парламента. Ожидать каких-то резких изменений в позиции Франции по армяно-азербайджанскому урегулированию не приходится. Все политические силы, что левые, что правые, что центристские, буквально прошиты эмпатией к «маленькой многострадальной» стране. Не будем также забывать, что главный тюркофоб и исламофоб страны Макрон будет оставаться у президентского руля еще три года.
Вместе с тем, действительно неплохая новость в том, что до президентских выборов 2027 Франция, скорее всего, будет пребывать в зоне политической турбулентности, тем более, что Барделла уже выразил намерение противостоять Макрону во внешнеполитических вопросах. Франция может потребовать возврата французского взноса в бюджет ЕС, вступить в конфликт с Брюсселем по поводу назначений в Еврокомиссии и начать противодействовать призывам Макрона к большему единству ЕС в вопросах обороны. И это только часть противоречий. В этих условиях у действующего руководства вряд ли будет хватать достаточно времени не только на Армению, но даже на более важные геополитические вопросы.
Азербайджан строит свою политику безопасности, используя целый арсенал дипломатических и военных средств. Вместе с тем, отвлечение Франции от вмешательства в дела Южного Кавказа, возможно, произведет отрезвляющий эффект на Армению, что в конце концов ускорит установление мира и стабильности в нашем регионе.