11 лет неопределенности Ливии
    Международная панорама от Михаила Магида

    АНАЛИТИКА  08 Января 2022 - 12:42

    Михаил Магид
    публицист, востоковед, специально для Caliber.Az

    Президентские выборы в Ливии, намеченные на 24 декабря, то есть в день 70-летия независимости этого государства, не состоялись. Пришлось распустить избирательные комиссии и перенести выборы на 24 января, однако и эта дата вряд ли реалистична. За 8 дней до декабрьских выборов в столице страны, Триполи, произошел крупный инцидент, который внешние наблюдатели первоначально приняли за военный переворот. Несколько местных вооруженных группировок выдвинулись в центр города и блокировали административные здания.

    Чуть позже выяснилось, что это - не переворот, а скорее спор между местными авторитетными людьми по весьма серьезному вопросу - вооруженная демонстрация. Таким способом ополченцы выразили протест против смещения правительством со своего поста командующего военным округом Триполи Абдель Басета Марвана. Согласно поступившим из столицы сообщениям, он тесно связан с группировкой «Бригады революционеров Триполи». Его положение и принятые им решения сильно не нравились другим вооруженным соединениям, таким как 444-я бригада и силы специального назначения RADA. Под их давлением международно признанное Правительство национального единства приняло решение о смене командующего гарнизона, но его ожидал сюрприз. Российский специалист по Ливии Кирилл Семенов отмечает, что два триполитанских тяжеловеса - влиятельные командиры «Бригады революционеров Триполи» и «Сил содействия стабилизации» (Бригада Абу Слим) -  Хайтам аль-Таджури и Абд аль-Гани аль-Кикли (Гнейва) - ввели свои войска и военную технику в центр Триполи, взяв под контроль правительственные учреждения, и потребовали вернуть прежнее руководство гарнизоном. Правительству пришлось уступить…

    Перечисление названий вооруженных бригад мало что дает для понимания ситуации, кроме чувства отчаяния и осознания того факта, что выборы в подобных условиях провести невозможно. Лидеры группировок не в состоянии даже договориться о том, кто будет управлять военным округом. С какой стати они будут подчиняться избранному президенту?

    Ливия разделена на несколько регионов. На западе страны господствует Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Абдулхамидом Дбейбой. Восток, прежде всего такие крупные города, как Бенгази и Тобрук, контролируются полевым командиром, руководителем Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифой Хафтаром. В Тобруке находится ливийский парламент, Палата представителей, также имеющая международное признание, но она скорее под влиянием Хафтара. А есть еще регион Феццан на юго-западе, где существует свой комплекс противоречий.

    Но главное заключается вот в чем: все три региона не являются чем-то цельным, ибо каждым из них управляет коалиция из различных вооруженных бригад, политических фракций и племенных ополчений.

    Особый вопрос, разделивший страну, - контроль над ливийской нефтью. Строго говоря, именно распределение доходов от нее и вызвало в 2011 году восстание против режима Муаммара Каддафи. Его семейный клан обладал абсолютной диктаторской властью в Ливии; впрочем, на местах имелись влиятельные люди, связанные с местными региональными интересами и племенами. Правительство Каддафи вкладывало большие средства, прежде всего полученные за счет экспорта нефти, в инфраструктуру и создание новых рабочих мест, но все же, главным получателем выгод от его политики была столица, Триполи, в которой проживали от 2 до 3 миллионов человек, то есть от трети до половины населения страны. Именно там поддерживался наиболее высокий уровень жизни.

    Когда же Каддафи начал либеральные экономические реформы, рыночные механизмы усилили неравенство. Безработица составила, по разным оценкам, от 10% до 40%, затронув главным образом молодежь, среди которой эти показатели были еще выше. Согласно оценкам социологов, при уровне молодежной безработицы 25% и выше, любая страна автоматически становится нестабильной. Но в Ливии проблема состояла еще и в том, что безработица, как и другие социальные издержки, главным образом перекладывались на регионы.

    В 2011 году на волне арабской весны огромные демонстрации протеста, охватившие Тунис, Египет и ряд других стран, начались и в Ливии, в городах Мисураты на западе страны и в Бенгази - на востоке. Важной и труднообъяснимой особенностью Ближнего Востока, как отмечает американский специалист по этому региону Роберт Мэли (ныне спецпредставитель США по Ирану), является быстрое просачивание одних и тех же процессов в различные страны региона. Возможно, отчасти оно связано с тем, что арабы до некоторой степени продолжают осознавать себя единой нацией. С другой стороны, везде накопились социальные проблемы, связанные с молодежной безработицей, ростом цен, имущественным неравенством.

    Но в каждой стране эти процессы приобретают свой особый характер. Египет, несмотря на огромную территорию величиной с две Франции, фактически представляет собой узкую полосу городов и поселений вдоль реки Нил, где проживает 90% жителей страны и где порой наблюдается огромная плотность населения. В таких условиях ударная волна протестов быстро охватывает значительную часть 100 млн жителей страны, распространяясь повсюду. Так, в протестах против режима «Братьев-мусульман» в 2013 году участвовали до 30 млн человек.

    Ливия - большая страна со сравнительно маленьким населением, с сильной экономической дифференциацией разбросанных по стране городов, племенных и этнических групп. На востоке страны расположены основные нефтяные месторождения, т.н. «черный треугольник», а вот нефтедоллары поступают главным образом в столицу. Восстание против режима Триполи, развернувшееся в городах восточной части Ливии - в Киренаике, и в Мисурате на Западе, это как если бы против Москвы восстали Сибирь и Петербург, возмущенные тем, что нефтедоллары поступают, прежде всего в столицу, обходя регионы (автор не одобряет подобное развитие событий и не призывает к подобному восстанию).

    Это было многоклассовое восстание, в которой участвовали и безработная молодежь, и влиятельные богатые семьи, возмущенные всевластием и богатством семьи Каддафи. Последнее оценивалось приблизительно от 100 до 200 млрд долларов, ибо Каддафи не проводил различий между своими личными тратами и государственным кошельком. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем указе от 17 марта 2011 года о поддержке санкций ООН против Ливии отметил, что «Ливийское инвестиционное управление находится под контролем Муаммара Каддафи и его семьи, является потенциальным источником финансовых средств для его режима».

    Увы, спустя 11 лет после ливийского восстания, которое привело к смещению семьи Каддафи, в стране мало что изменилось в плане региональных противоречий. Попытки организовать общее совместное управление Ливией привели лишь к боям между различными вооруженными фракциями. Группировки повстанцев превратились в банальных гангстеров, присосавшихся к бюджету Ливии и обложивших данью местный бизнес. Ими в некоторых случаях руководят богатые семьи, имеющие влияние в своих регионах.

    Восстание, лишенное позитивного идеала социальных преобразований - нового более справедливого общества, обернулось трагедией бесконечной гражданской войны, которая то затухает, то разгорается снова. В Ливии официально действуют две национальные нефтяные компании, одна под контролем Хафтара и его союзников на востоке, вторая - в Триполи под контролем ПНЕ, премьер-министром которого является Абдулхамид Дбейба. Хафтар хотел бы сбывать нефть самостоятельно, но не может этого сделать, поскольку главные покупатели - страны Евросоюза - готовы торговать только с официальным правительством в Триполи. Ненавидящие друг друга группировки Востока и Запада обречены на сотрудничество - Восток качает нефть, Запад сбывает ее и делится частью денег с восточниками, но те по-прежнему недовольны и считают, что их обделили.

    Сегодня экспорт ливийской нефти составляет от 700 тыс. до 1,3 млн баррелей в день, но напряжение между регионами никуда не исчезло. Оно усугубляется вмешательством различных государств. Так, Турция поддерживает ПНЕ, а ОАЭ - Хафтара и некоторые группировки в Триполи.

    Выборы в Ливии, как указывает крупнейший современный исследователь этой страны политолог Джелал Харшауи, были навязаны прежде всего внешними силами - ООН, США и Евросоюзом. По его мнению, американцы и европейцы больше всего опасаются того, что Ливия - страна с огромными природными богатствами и выгодным географическим положением (фактически это мост между Африкой и Европой, кратчайший путь в страны Евросоюза как для торговли, так и для беженцев) окажется в руках той или иной воинственной радикальной группы исламистов. Если страна объединится под влиянием такой группировки, ей, как и любой другой группе, достаточно будет без особых усилий просто экспортировать нефть и газ, чтобы поддерживать относительную стабильность внутри государства.

    Ливия - крупнейший экспортер нефти в Африке и у нее небольшое население (кстати, именно это обеспечило и относительную стабильность страны во времена Муаммара Каддафи). Поэтому, в случае захвата власти в Ливии, любая экстремистская группа сможет, используя нефтедоллары, активно влиять на события в соседних странах (Египет, Алжир, Тунис, Нигер, Чад, Судан). По указанной причине США и ЕС хотели бы контролировать процесс объединения страны и выдвижение тех или иных лидеров во власть. Но их шансы невелики, поскольку сами ливийские вооруженные ополчения не хотят делиться властью ни с кем.

    А что произошло бы в случае, если бы удалось провести выборы? Наибольшими шансами обладает лидер ПНЕ Дбейба. Он организовал раздачи населению социальной помощи, обеспечил выплаты зарплаты государственным служащим. В Западной Ливии, где он главным образом правит (если это так можно назвать), проживает половина или даже преобладающая часть населения страны. Дбейбе до сих пор удавалось поддерживать баланс между влиятельными вооруженными отрядами. Что еще важнее, он сумел договориться с одним из самых могущественных людей в стране, руководителем Центрального банка.

    Но режим Дбейбы, связанный с Турцией и исламистами «Братьями-мусульманами», не пользуется поддержкой на Востоке Ливии.

    Другой влиятельный кандидат - Сайиф Аль-Ислам Каддафи, сын покойного Муаммара Каддафи. У него имеется определенная поддержка среди тех, кто хотел бы вернуться ко временам правления семьи Каддафи - «все же была стабильность». Как ни странно, среди тех, кто публикует в социальных сетях посты в его поддержку, есть даже участники антикаддафитского восстания, на что указывает Харшауи.

    Но, во-первых, Каддафи неприемлем для значительной части населения, сохранившего ненависть к его режиму, например, для людей, потерявших близких в борьбе с ним. Так, большой западный город Мисурата, обладающий одними из самых мощных ополчений, длительное время находился в осаде каддафитов, многие его жители погибли и мисуратские бригады заявили, что «не допустят восстановления власти семьи диктатора».

    Во-вторых, Сайиф аль-Ислам считался в семье Каддафи сторонником смягчения режима и реформ, поэтому часть прокаддафитов выступает против него. Это напоминает отношение многих сторонников СССР к Горбачеву, к которому они испытывают негативные чувства.

    Наконец, у Сайфа аль-Ислама Каддафи есть сильный соперник и на востоке страны - Халифа Хафтар, командующий ЛНА и еще один кандидат в президенты. Он, кстати, тоже претендует на то, что является продолжателем дела Каддафи. Хафтар вступил в вооруженный конфликт со сторонниками Сейфа аль-Ислама в регионе Феццан. И хотя этот конфликт не перерос пока в крупное противостояние, он тоже накладывает свой отпечаток на события в Ливии. Хафтар обладает сравнимой с Каддафи популярностью, но в отличие от последнего, располагает внушительной военной силой.

    В целом, можно констатировать, что выборы навязывались Ливии главным образом внешними акторами - США, ООН и Евросоюзом. Внутренние группировки, контролирующие регионы, не были в них заинтересованы. Однако, не желая ссориться с внешними силами, они стремились проводить такую политику, чтобы свалить вину за срыв выборов на другие группы.

    В любом случае, без полноценного согласия ополчений и внутренних группировок выборы вряд ли получится провести. А такого согласия нет. Это означает дальнейшую сомализацию Ливии - превращение ее в аналог Сомали, где центральное правительство существует лишь номинально, а де-факто имеется масса независимых государств.

    Caliber.Az

    Просмотров: 2712

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Средний путь или разделительные линии Что выберет Пашинян?

30 Апреля 2024 - 19:00

Израиль — Иран: долгосрочные последствия обмена ударами Расклад Шерешевского

30 Апреля 2024 - 17:07

Не Киранц, а Гюней Сохраняйте спокойствие и возвращайте украденное

30 Апреля 2024 - 15:01

Болото иллюзий армянских реваншистов Цена им — один драм в базарный день

30 Апреля 2024 - 13:13

Армянская логика «Истерики древнего мира»

30 Апреля 2024 - 12:07

Азербайджан — ИБР: «зеленые» векторы сотрудничества Обзор Caliber.Az

30 Апреля 2024 - 10:00
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Колумбийский университет отстраняет от учебы протестующих в поддержку Палестины

    01 Мая 2024 - 03:30

    Хави о карьере в «Барселоне»: Я чувствую поддержку со стороны клуба

    01 Мая 2024 - 02:31

    Глава Пентагона назвал Китай главным соперником США

    01 Мая 2024 - 02:00

    Число заключенных во Франции побило рекорд

    01 Мая 2024 - 01:31

    «МЮ» готов продать Рэшфорда за 70 млн евро

    01 Мая 2024 - 01:00

    Грузинский хавбек не собирается покидать «Кяпаз»

    01 Мая 2024 - 00:47

    В Пентагоне высказались о возможности милитаризации Луны

    01 Мая 2024 - 00:33

    Украина приветствует договоренности о делимитации границы между Азербайджаном и Арменией

    01 Мая 2024 - 00:32

    Бадминтонисты Азербайджана завоевали лицензии на Олимпиаду-2024

    01 Мая 2024 - 00:15

    Восемь американских газет решили судиться с ChatGPT

    01 Мая 2024 - 00:02

    Депутат парламента Грузии пострадала во время беспорядков в Тбилиси

    30 Апреля 2024 - 23:58

    Блинкен лично занимается установлением мира между Баку и Ереваном

    30 Апреля 2024 - 23:49

    Румыния и Молдова будут сотрудничать в ходе военных операций ЕС, НАТО, ОБСЕ и ООН

    30 Апреля 2024 - 23:48

    Амирбеков поблагодарил Папу Римского

    30 Апреля 2024 - 23:47

    Генсек ЛАГ призвал ускорить экономическую интеграцию с Азербайджаном

    30 Апреля 2024 - 23:38

    Объявлен состав сборной Азербайджана по борьбе на лицензионном турнире в Стамбуле

    30 Апреля 2024 - 23:25

    Дания отменила авиашоу в целях экономии

    30 Апреля 2024 - 23:13

    Из России продолжают депортировать таджиков

    30 Апреля 2024 - 23:09

    В Румынии пройдут учения НАТО

    30 Апреля 2024 - 22:55

    Что угрожает странам Центральной Азии?

    30 Апреля 2024 - 22:39

    СМИ: США и Британия нанесли удар по объектам хуситов в Йемене

    30 Апреля 2024 - 22:30

    Зампред Верховной Рады: Разминирование территорий - проблема, которая объединяет Азербайджан и Украину

    ФОТО

    30 Апреля 2024 - 22:26

    Прибыль Huawei выросла в несколько раз из-за проблем Apple

    30 Апреля 2024 - 22:23

    Бонано считает Хави самым подходящим тренером для «Барселоны»

    30 Апреля 2024 - 22:07

    Азербайджан будет представлен на XXIV Международном черноморском театральном фестивале

    30 Апреля 2024 - 21:51

    В Азербайджане объявлены результаты вступительного экзамена в магистратуру

    30 Апреля 2024 - 21:37

    Парламент Грузии продолжит рассмотрение законопроекта об иноагентах 1 мая

    30 Апреля 2024 - 21:34

    Ближний Восток и Европа за единое палестинское правительство

    30 Апреля 2024 - 21:31

    Канадский вуз запросил помощь для разгона палаточного лагеря

    30 Апреля 2024 - 21:23

    Латвия передаст Украине зенитные установки и беспилотные системы наблюдения

    30 Апреля 2024 - 21:15

    Азербайджан и Армения подтвердили свое участие в переговорах в Казахстане

    30 Апреля 2024 - 21:14

    В Турции подорожали билеты на внутренние рейсы

    30 Апреля 2024 - 21:08

    Янь Ваньмин: Китай высоко ценит связи с Азербайджаном

    30 Апреля 2024 - 20:59

    У парламента Грузии идет митинг параллельно с рассмотрением законопроекта об иноагентах

    30 Апреля 2024 - 20:59

    AstraZeneca впервые признала, что ее вакцина от ковида вызывает тромбоз

    30 Апреля 2024 - 20:59

    Генсек ООН прокомментировал израильскую операцию в Рафахе

    30 Апреля 2024 - 20:48

    Роналдо продал свой первый клуб за 117 млн долларов

    30 Апреля 2024 - 20:36

    В Баку отметили День Конституции Польши

    30 Апреля 2024 - 20:29

    В Баку состоялось первое заседание Совета Фонда тюркской культуры и наследия

    ФОТО

    30 Апреля 2024 - 20:25

    Замминистра: Отношения между Азербайджаном и Польшей основаны на исторических корнях

    30 Апреля 2024 - 20:21

Все новости