Америка First и Карибский узел Что ждёт Кубу в 2026 году?
Правительству Кубы, по всей видимости, в ближайшее время предстоит принять судьбоносные решения, чтобы избежать серьёзных политических потрясений. После спецоперации Вашингтона в Каракасе в январе текущего года, в результате которой был захвачен лидер страны и союзник Гаваны Николас Мадуро, президент США Дональд Трамп неоднократно намекал, что следующей целью может стать Куба. И, как показали дальнейшие шаги Белого дома, это были не просто риторические сигналы.

Американский лидер фактически сразу перешёл от слов к делу. В частности, он издал указ о введении дополнительных пошлин на товары из стран, поставляющих нефть на Кубу, тем самым существенно сократив объёмы традиционных энергопоставок на остров. США аргументировали свои действия тем, что правительство Кубы представляет угрозу их национальной безопасности.
«Мы не позволим иностранным государствам поддерживать этот режим, предоставляя ему жизненно важные энергоресурсы. Отныне любая страна, поставляющая нефть в Гавану, столкнётся с экономическими последствиями в виде тарифов на свои товары при ввозе в США», — заявили в Белом доме.
Незадолго до подписания указа Дональд Трамп призывал руководство Кубы «пойти на сделку, пока не поздно».

В ответ президент Кубы Мигель Диас-Канель подчеркнул, что Вашингтон не обладает моральным правом навязывать его стране какие-либо договорённости: «Куба — свободная, независимая и суверенная страна. Никто не диктует нам, что делать».
Позднее, в беседе с журналистами перед республиканским митингом в Айове, Трамп заявил, что Куба близка к провалу: «Куба — это государство, очень близкое к краху. Не знаю, смогут ли они удержаться на плаву, но у Кубы сейчас нет никаких доходов. Весь свой доход они получали от Венесуэлы, от венесуэльской нефти».
Однако уже накануне президент США, находясь на борту самолёта, сообщил журналистам, что в условиях американской нефтяной блокады Кубы госсекретарь США Марко Рубио ведёт контакты с Гаваной.

«Мы сейчас разговариваем с Кубой, и Марко Рубио прямо сейчас ведёт переговоры. Им обязательно нужно заключить сделку, потому что это действительно гуманитарная угроза», — отметил Трамп, добавив, что на Кубе сейчас «даже нет авиационного топлива». При этом он подчеркнул, что не видит необходимости проводить на Кубе операцию, аналогичную венесуэльской.
Венесуэла оставалась основным поставщиком нефти на Кубу, направляя, по оценкам специалистов, около 35 тысяч баррелей (примерно 4,8 тысячи тонн) в сутки. Однако экспорт прекратился ещё в декабре прошлого года — после введения США морской блокады Венесуэлы. По данным Reuters со ссылкой на внутренние документы государственной нефтегазовой компании PDVSA, последний танкер с нефтью был отправлен на Кубу в середине декабря 2025 года.
Трамп уже тогда заявлял, что после прекращения венесуэльских поставок Куба окажется на грани коллапса. Однако до краха дело не дошло — по всей видимости, за счёт активных поставок из Мексики, которая ежедневно экспортировала на остров десятки тысяч баррелей нефти.
Но новый указ, изданный Трампом в январе 2026 года, напрямую касается Мексики, что в значительной степени усугубляет энергетическую ситуацию на Кубе. Поэтому весьма сомнительно, что Гавана сможет противостоять давлению Вашингтона и выбраться из предстоящего энергетического кризиса.
Фактически США дали понять, что в случае невыполнения их условий островное государство может столкнуться не только с энергетическим коллапсом, но и с риском смены власти.
Из-за дефицита нефтяных поставок Куба уже оказалась в экономически уязвимом положении, и, скорее всего, ситуация будет лишь усугубляться. Теоретически на фоне роста социального недовольства это может спровоцировать уличные беспорядки по всей стране со всеми вытекающими последствиями. Это во-первых.
Но, во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что Куба имеет солидный опыт противостояния санкционному давлению США.
Даже с учетом этих факторов главной задачей Вашингтона остается усиление американской внешней политики в соответствии с обновленной Национальной стратегией безопасности, продвигаемой под лозунгом «America First». Станет ли Куба очередным политическим «достижением» Белого дома — покажет время.







