Анатомия кризиса в Эчмиадзине Гарегин II как фактор нестабильности
Произошедшие накануне в Эчмиадзине события окончательно и бесповоротно подтвердили следующий факт: в Армении налицо системный кризис, в котором переплелись политика, спецслужбы, реваншизм, национализм и ответственность за трагические последствия многолетней идеологической авантюры. В данном контексте показательно то, что очередное противостояние сторонников и противников действующего католикоса Гарегина II стало фоном для резонансного заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Так, отвечая на вопросы журналистов, он подтвердил информацию о том, что Ктрич Нерсисян в прошлом был арестован в Германии как агент КГБ и выслан в СССР в наручниках. По словам главы армянского правительства, эти данные подтверждены Службой национальной безопасности Армении. Не менее показательна и реакция армянского лидера на уточняющий вопрос: «Почему в таком случае не возбуждается уголовное дело?» Ответ Пашиняна был предельно откровенным: «Невозможно возбудить уголовное производство за сотрудничество с КГБ, поскольку речь идет о периоде, когда эти лица были гражданами СССР». Однако принципиально здесь и иное: «Продолжается ли сотрудничество с иностранными спецслужбами сегодня?» — на что премьер заявил, что работа ведется в рамках оперативных и контрразведывательных мероприятий, которые не всегда сопровождаются публичными уголовными делами.

Эти слова стали фактическим подтверждением того, что проблема Гарегина II давно вышла за рамки церковной этики и обрела измерение национальной безопасности. Напомним, что ранее Никол Пашинян публично озвучил обвинение, которое для духовного лидера подобного статуса является разрушительным — о наличии у католикоса внебрачного ребенка. Четкого, ясного и недвусмысленного опровержения со стороны армянской церкви так и не последовало. Молчание, которое затянулось на месяцы, лишь усилило подозрения и внутреннюю напряженность в церковной среде.
И в этой связи весьма символично то, что впервые почти за 30 лет пребывания Гарегина II во главе церкви десять епископов вышли с открытой акцией протеста непосредственно на территории Эчмиадзина. Они потребовали «очистить церковь от произвола» и настаивали на отставке действующего католикоса. Значение данного мероприятия трудно переоценить: подобный демарш свидетельствует о глубоком расколе внутри церковной вертикали. Присутствие спецназа СНБ Армении рядом с участниками акции вызвало бурную реакцию сторонников Гарегина II. Однако власти сразу пояснили: силовое сопровождение необходимо исключительно для предотвращения возможных провокаций. И эти опасения не были беспочвенны. Ставка для действующего католикоса предельно высока, и в условиях утраты поддержки даже внутри церкви риск радикальных сценариев возрастает в разы.

К слову, премьер Армении еще до начала акции заявил, что исключает вероятность столкновений в Эчмиадзине, отметив при этом, что правоохранительные органы располагают всеми инструментами и возможностями для нейтрализации провокаций в рамках закона. Так и произошло: несколько сотен сторонников католикоса пытались спровоцировать беспорядки, однако это не увенчалось успехом. Пять человек, демонстрировавших откровенно неподобающее и агрессивное поведение, были выдворены с территории, о чем официально сообщил пресс-секретарь МВД республики Нарек Саргсян.
Тут стоит обратить внимание на личности тех, кто попытался использовать происходящее в Эчмиадзине для политического самопиара. Среди «защитников католикоса» отметились координатор оппозиционного движения «Аякве» Аветик Чалабян, депутат парламентской фракции «Армения» и представитель верховного органа АРФ Ишхан Сагателян, координатор движения «По-нашему» Нарек Карапетян, бывший омбудсмен Армении, руководитель инициативы «Крылья единства» Арман Татоян. Кстати, как видим, второго и третьего президентов Армении — Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна — среди них не наблюдалось.
Отдельное место в этом балагане стоит отвести высказыванию Самвела Шахраманяна, который, пообещав явиться в Эчмиадзин, сказал: «Мы разделяем позицию католикоса всех армян по вопросу «арцаха» и прав армян «арцаха». Данное заявление раскрывает всю суть происходящего и является откровенным признанием того факта, что армянская церковь на протяжении десятилетий шла плечом к плечу с дашнаками и радикальными националистами, внедряя в сознание масс мифы об «исторических землях», инспирируя таким образом территориальные претензии к соседним государствам. Средством воплощения этих мифов в жизнь неизменно становились насилие и террор — как против азербайджанцев и турок, так и против армян, не желавших участвовать в заведомо проигрышных авантюрах.

Гарегин II отчаянно цепляется за свое место, невзирая на то, что его отвергают внутри самой церкви. Однако ставки его союзников куда выше — это намерение любой ценой вернуть Армению в логику реваншизма и подготовить почву для новой войны с Азербайджаном. И именно поэтому кризис в Эчмиадзине является не только церковным, но и государственным вызовом, от исхода которого зависит будущее соседней страны.







