Азербайджан говорит с США и его слышат Аналитика Сергея Богдана
На этой неделе состоялись визиты вице-президента США Джей Ди Вэнса в Азербайджан и Армению. Они были очень разными по наполнению и результатам. Ставка Баку на укрепление суверенитета и восстановление территориальной целостности собственными силами обеспечила дальнейшее развитие международных связей страны на более крепких позициях, создав основу для стратегического партнерства с США. А трезвая оценка раскладки сил на Западе позволила азербайджанскому правительству избежать пагубных связей с прогнившими либеральными элитами, на которые сделало ставку армянское руководство. Впрочем, оно и сейчас пытается сыграть на противоречиях ЕС и США, хотя вопрос Зангезурского коридора можно считать решенным.
Визит в Баку как предвестник новой эпохи в мировой политике
Каждое событие для его оценки нужно рассматривать в надлежащем контексте — связанных с ним обстоятельствах и значимых деталях. Что касается визита Вэнса на Южный Кавказ, то речь идет не только о номинальном, но и фактическом втором человеке в команде президента Трампа. Очень вероятно, что именно он после Трампа займет президентскую должность. И дело даже не в его амбициях и послужном списке. Дело в том, что его восхождение на политический Олимп идет с опорой на твердую поддержку со стороны сторонников Трампа, в том числе и его команды, которая на данный момент отличается порой спорными, но не спадающими динамизмом и куражом.

Разумеется, различия во мнениях внутри этой команды тоже заметны, а кое-кто помимо Вэнса, наверное, и сам был бы не прочь выдвинуть свою кандидатуру на последующих президентских выборах. Но это в теории, а на практике в команде Трампа на данный момент серьезных расколов не заметно, что бы ни говорили либеральные СМИ. Напротив, тот же миллиардер Илон Маск, который было отошел от политических дел в последние месяцы, вновь вернулся к сотрудничеству с правящей республиканской администрацией.
Иными словами, скорее всего именно с Вэнсом придется иметь дело руководству Азербайджана уже в не столь отдаленном будущем. И, как показывает практика, то, что американские политики делают, занимая пост вице-президента, продолжает интересовать их и когда они становятся во главе США.
Напомним, что Вэнсу необязательно было ехать в Баку и Ереван, туда мог отправиться тот же госсекретарь Марко Рубио. Но поехал Вэнс, а Рубио отправился на Мюнхенскую конференцию по безопасности. Иными словами, мы видим осознанный выбор приоритетов — человек номер два в команде Трампа едет на Южный Кавказ, а в Европу отправляется министр иностранных дел, также ключевая фигура, но все же играющая иную роль. При этом еще 24 января о поездке Джей Ди Вэнса на Южный Кавказ первым объявил лично президент Трамп.
И последняя важная деталь, относящаяся к Вэнсу. Он твердо выступает за преодоление порочного наследия глобального либерального истеблишмента, приведшего мир на край глобальной войны и разрушившего даже собственные страны. Ранее он в лицо сказал об этом европейским политикам на прошлогодней Мюнхенской конференции. И это противостояние продолжается.

Нынешние «сливы» всё более чудовищной информации по делу Эпштейна затрагивают именно американских и европейских либералов — свидетельством чему были отставки в окружении британского премьера Стармера, в том числе уход бывшего еврокомиссара Мандельсона. Все эти «сливы» не просто объективно происходят в интересах команды Трампа, она явно по меньшей мере им способствует — иначе бы не всплыла жуткая информация о тех же бочках с кислотой для уничтожения трупов.
Всё это бьет по глобальным либеральным элитам, на которые так долго делали ставку армянские лидеры, в отличие от Азербайджана, руководство которого еще задолго до дела Эпштейна поняло, что внешний лоск евролибералов и Демпартии США зачастую скрывает под собой полную деградацию, а приход Трампа в Белый дом неминуем.
В общем, обнародование эпштейновского компромата — лишь один из шагов по перестраиванию европейского политического поля, на нараставшей привязке к которому всё больше держался армянский истеблишмент в течение последних трех десятилетий.

США недавно объявили о намерении поддерживать оппозицию и свободу слова в Европе, а сразу после Мюнхена у госсекретаря Рубио запланирован визит в страны, столкнувшиеся с жесточайшим давлением верхушки Евросоюза и глобальных либеральных элит — Словакию и Венгрию. Иными словами, команда Трампа, важнейшим членом которой является Вэнс, намерена активно участвовать в реконфигурации Евразии, а потому и охотно контактирует с лидерами, ранее подвергавшимися давлению со стороны глобальных либеральных элит. Среди таких лидеров — глава Азербайджана, и приезд Вэнса в Баку, а Рубио — в Братиславу и Будапешт — в этом смысле не только геополитические жесты, но и ревизия идеологических подходов прежнего руководства США.
Четыре стратегических компонента в договоренностях Азербайджана и США
Но постойте, может быть, мы преувеличиваем, американский вице-президент побывал ведь намедни и в Ереване? Переговоры в Баку и Ереване отличались кардинальным образом. Естественно, следуя дипломатическим канонам, заявлялось о равнозначности сотрудничества с обеими странами, Азербайджаном и Арменией. Но объективно это не совсем так.

Как известно, в Баку во вторник президент Ильхам Алиев провел с вице-президентом США Вэнсом переговоры в узком, а затем в расширенном составе, после чего была подписана Хартия о стратегическом партнерстве. В ней — сразу четыре стратегических момента.
Во-первых, она предусматривает развитие сотрудничества в военно-технической и оборонной сферах. Во-вторых, закрепляет роль Азербайджана как партнера в энергетической безопасности. В-третьих, документ предполагает развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (имеющего важнейшее значение для внутриконтинентальных коммуникаций между Китаем и Европой). В-четвертых, было оговорено развитие «Маршрута Трампа для международного мира и процветания», который крепче соединит регионы Азербайджана между собой.
По этим четырем пунктам уже заметен масштаб договоренностей, которые не сводятся к неким базовым сделкам и декларациям. Первые два пункта (военная сфера и энергетика) в дополнительных комментариях не нуждаются, их фундаментальный характер очевиден, а Баку в данном случае обладает весьма прочными позициями для заключения достойных соглашений — азербайджанская армия уже давно вышла на высокий уровень во всех отношениях, а роль Азербайджана в энергетической области ключевая для половины Евразии, учитывая каспийские ресурсы и транзитные пути, связанные с Азербайджаном. Больше стоит остановиться на последних двух пунктах (Транскаспийском маршруте и Зангезурском коридоре). Фактически, тем самым Баку и Вашингтон договариваются о новой геополитической конфигурации не только Южного Кавказа, но и значительной части континента. Ведь речь идет не только о будущем укреплении Азербайджана благодаря более эффективной коммуникации между его регионами через Зангезурский коридор и об ударе по армянским реваншистам, рассчитывавшим на помощь Ирана, через передачу под американский контроль приграничной с Ираном полосы Армении.
Речь идет о том, что Азербайджан может закрепить и расширить свою региональную роль до уровня ключевой страны в континентальных коммуникациях между Европой и Восточной и Южной Азией. Евросоюз в своих идеологических либеральных исканиях так и не собрался поговорить с Баку насчет этого важнейшего для себя маршрута. А вот США собрались, и в результате Азербайджан может в таком партнерстве стать ключевым звеном маршрута глобального значения.
Ереван хочет развернуть расширенную миссию ЕС в зоне американского контроля
В этом отношении у армянского руководства не было аналогичных тем для обсуждения с американскими коллегами. Но в Армении старались и, мягко говоря, порой сильно преувеличивали значение достигнутых договоренностей. По результатам более короткой (по сравнению с переговорами в Баку) встречи в Ереване с вице-президентом Вэнсом премьер-министр Пашинян пафосно объявил: «США будут осуществлять в Армении инвестиции как минимум на 99 лет. Это означает, что самое сильное государство мира вкладывает средства, а значит, появляется долгосрочный фактор устойчивости и безопасности. Я не припоминаю в нашей истории периода, когда можно было бы с такой уверенностью говорить о перспективе сохранения независимости на столь длительный срок».

Было даже сначала объявлено, что Белый дом обещал вложить в Армению 9 миллиардов долларов. Правда, вскоре выяснилось, что всё с точностью до наоборот — это армяне обязались купить всего у США на такую сумму. Небольшую по меркам сверхдержавы и огромную для крохотной Армении. В частности, армянские власти решили отказаться от АЭС в пользу небольших американских реакторов и купить разведывательные БПЛА. Правда, в последнем случае говорить о чем-то масштабном пока сложно — сумма закупок пока составит 11 миллионов долларов США.
Еще больше вопросов возникает относительно проектов выпуска в Армении ультрасовременных микросхем. Да, в советское время в республике была микроэлектронная промышленность, но благодаря «миацумщикам» и территориальной экспансии все признаки современных технологий были изжиты. Вдобавок, в Армении нет не только достаточно квалифицированных кадров для такой отрасли, которые были бы готовы работать за минимальную зарплату, конкурируя с Тайванем и не только. Само географическое положение Армении не способствует этому: ни атмосферные условия (важные для такого производства), ни вопросы безопасности и коммуникаций.
Впрочем, Пашинян, говоря об инвестициях, говорил прежде всего о проекте Зангезурского коридора — «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания». Тот, как известно, был основан 8 августа прошлого года лидерами Азербайджана, Армении и США и предполагает прокладку всех коммуникаций между Нахчываном и остальной территорией Азербайджана через южные районы Армении у границы с Ираном, которые передаются под контроль США.

А 14 января МИД Армении обнародовал рамочное соглашение с Вашингтоном о реализации данного проекта. Из него следует, что Еревану придется строго следовать в фарватере договоренностей с Трампом и не удастся «переиграть» сделку. Ведь на днях спикер армянского парламента Ален Симонян, выступая в Москве, рассуждал об «армяно-американском проекте», как будто США будут лишь поддерживать армянскую сторону, которая будет вести свою политику в отношении данного проекта. Но еще интереснее то, что недавно, 28 января, министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян заговорил о возможном расширении миссии полномочий разведывательной миссии ЕС, действующей на границах Армении и Азербайджана с 2023 года, и наделении ее полномочиями участвовать в управлении границами страны.
Мирзоян признал, что есть, конечно, договоренность с Баку о неразмещении сторонних сил на общей границе в рамках мирного соглашения, но у Еревана есть некие творческие идеи на сей счет. А именно: «Мы понимаем, что время прошло, и теперь у нас мир, и нам следует подумать о том, как эта миссия может продолжать поддерживать нас. Возможно, некоторые функции по управлению границами, а возможно, и другие». Сразу заговорили о том, что эта затея непосредственно затрагивает только российскую сторону — которую Пашинян выпроваживает из Армении. Но гораздо интереснее то, что Ереван таким образом создает основу для использования Евросоюза против США и подрыва проекта «Маршрута Трампа» за счет лавирования между мировыми игроками. Ведь если евросоюзовцы начнут управлять границами Армении, это создаст основу для противоречий с США. И Ереван явно неспроста принялся обещать передать США контроль над южными территориями и доступом к границе с Азербайджаном в условиях споров Вашингтона с евролиберальными элитами!
Впрочем, при ближайшем рассмотрении эта пашиняновская схема выглядит очень шатко, поскольку фактически согласно рамочному соглашению территории на юге Армении передаются под застройку и освоение компании, устав которой гарантирует сохранение в ней мажоритарной доли США на ближайшие 99 лет. Решатся ли евросоюзовцы ставить ей палки в колеса? Как показывает пример Гренландии, они не осмеливаются даже собственные территории отстаивать, хотя порой и устраивают публичные демонстрации несогласия с США.

Вэнс едко высмеял их за это на днях: «Это так смешно, потому что европейцы за закрытыми дверями становятся такими дружелюбными и готовыми идти на множество уступок, а потом публично нападают на нас. Извините, но это все вздор — утверждение о том, что они не пошли на какие-либо уступки или компромиссы Соединенным Штатам [по Гренландии], не соответствует действительности». Нужно ли говорить, что ЕС вряд ли будет спорить с американцами по Армении?
В общем, коридор будет, и основы его не подвержены колебаниям политического курса армянских властей. И их свобода для маневра в отношениях с США по данному, да и иным вопросам невелика — в силу объективно ограниченной ценности почти всего, что они могут предложить Вашингтону, особенно по сравнению с Азербайджаном.
Ведь, скажем прямо, даже передавая свои земли американской компании, армяне лишь создают для США некоторый доход и плацдарм на границе Ирана, но все это мелочи для крупнейшей мировой державы. Ей гораздо важнее партнерство с Азербайджаном в вопросах энергетики, каспийских коммуникаций, да и просто стабильности в регионе, которую может обеспечить Азербайджан даже без Армении, поскольку у него для этого есть не красивые речи, а реальные механизмы в виде динамичного общества, экономики, армии и международных связей.
Переговоры с Вэнсом — это очередной шаг в деле строительства нового Южного Кавказа, лидерская роль в котором объективно выпала на долю Азербайджана. Впрочем, это произошло вовсе не случайно. Суверенитет и достойное место на международной арене обеспечиваются благодаря продуманным усилиям по защите собственных справедливых интересов, предпринимаемых народом и государством, которое представляет интересы этого народа, если нужно — силой оружия. Они не были направлены на войну, напротив, на достижение мира и восстановление исторического единства Южного Кавказа. Азербайджан получил совсем иные, чем Армения, результаты в ходе визита Вэнса, потому что фактически сам создал предпосылки для этого.
В Ереване же продолжают придерживаться совсем других установок, что видно и по тому, как, например, премьер Пашинян намедни в эйфории от приезда Вэнса говорил об обещаниях американских инвестиций как якобы уникальных гарантиях сохранения Армении! Азербайджанцы же такой «волшебной палочки» не искали и не ищут, понимая, что основа суверенитета и его сохранения — это сам азербайджанский народ.







