Азербайджан – стратегическая опора в новой архитектуре безопасности США Статья Forbes
В американском журнале Forbes опубликована статья Камрана Бохари, посвящённая роли Азербайджана в новой Стратегии национальной безопасности США (NSS). Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Камран Бохари – старший директор по вопросам евразийской безопасности и процветания Института New Lines.
«Стратегия национальной безопасности США чётко формулирует новую геостратегическую парадигму страны, основанную на разделении бремени с союзниками и партнёрами в регионах, геополитика которых напрямую пересекается с американскими стратегическими интересами. Южный Кавказ является уникальным в этом отношении, поскольку является геополитической опорой на пересечении нескольких глобальных арен. В этом контексте Азербайджан стал державой, способной взять на себя большую ответственность за безопасность в своём стратегическом окружении. Южный Кавказ также богат полезными ископаемыми, что является приоритетом для администрации президента США Дональда Трампа. Поэтому Белому дому было бы целесообразно опираться на инициативу TRIPP («Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания»), подтверждая и реализуя свои обязательства.

12–13 декабря министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов посетил Вашингтон, где встретился с членами Палаты представителей США и представителями Торговой палаты, подчеркнув расширяющиеся экономические и политические аспекты двустороннего сотрудничества. 9 декабря член Палаты представителей Анна Паулина Луна (штат Флорида) представила законопроект, направленный на отмену 907-й поправки к Акту о поддержке свободы 1992 года и снятие законодательных ограничений на прямую помощь Баку. Ранее в этом месяце генеральный прокурор Азербайджана Кямран Алиев возглавил делегацию в Вашингтоне, где провёл встречи с высокопоставленными представителями из Министерства юстиции США, ФБР, Госдепартамента и Генеральной прокуратуры, что свидетельствует об углублении институционального диалога за пределами сфер обороны и энергетики.
После восьми десятилетий масштабной стратегии, в рамках которой США позиционировали себя как поставщик безопасности практически во всех регионах мира, Стратегия нацбезопасности 2025 года утверждает, что не все регионы имеют одинаковую значимость для американских интересов. С этой точки зрения сокращение присутствия в Восточном полушарии, в частности в Евразии, является рациональной корректировкой, а не резким уходом. В этих условиях США сохраняют за собой вспомогательную и содействующую роль, а не выступают в качестве основной силы реагирования на кризисы.

Эта переоценка предоставляет Вашингтону необходимую свободу действий для стратегических шагов. Южный Кавказ является важным евразийским хабом, заслуживающим большего внимания со стороны США. В этом регионе, который до недавнего времени находился в сфере влияния России, доминирующим актором является Азербайджан. Страна занимает стратегическое положение в нескольких регионах, обозначенных в Стратегии национальной безопасности, и граничит как с Россией, так и с Ираном, находясь на пересечении двух ключевых геополитических соперников США.
Наш самый серьёзный конкурент – Китай – фактически присматривается к Азербайджану. Для Пекина Баку занимает центральное место в инициативе «Один пояс – один путь», выступает стабильным транзитным хабом, который связывает вторую по величине экономику мира с Европой. Поэтому было приятно видеть решение администрации Трампа продвигать рамочную программу TRIPP. Этот шаг отражает стремление использовать географическое положение Азербайджана для создания прочной стратегической опоры США в евразийском внутреннем пространстве.
Для сдерживания Китая на практике Америке необходимо усилить свое присутствие в Центральной Азии, и Азербайджан стал ключевым плацдармом для позиционирования Вашингтона в регионе, который находится на пересечении интересов всех трёх основных противников США. Эта логика полностью соответствует акценту, сделанному в Стратегии нацбезопасности, о предотвращении усиления любой державы, способной достичь регионального или глобального доминирования. Значение роли Азербайджана было закреплено на 7-й Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Ташкенте 16 ноября, когда лидеры региона пригласили Баку присоединиться в качестве полноправного члена, превратив C5 в C6. Этот шаг официально признал появление единого транскаспийского экономического и геополитического пространства, которое усиливает региональную взаимосвязанность и стратегические возможности.
Азербайджан является ключевой точкой доступа к важнейшим минеральным ресурсам Казахстана и Узбекистана. Его трубопроводы, порты и коридоры делают страну опорой устойчивых цепочек поставок, что напрямую соответствует призыву Стратегии национальной безопасности США «поддерживать безопасные и надёжные цепочки поставок и доступ к критически важным материалам». Более тесные отношения с Баку способны обеспечить бесперебойную транспортировку энергоресурсов, необходимых как для промышленности, так и для обороны.

Связь Азербайджана с западными рынками укрепляет доступ Европы к энергоресурсам и минералам. Улучшая транспортные коридоры через Южный Кавказ, США могут диверсифицировать цепочки поставок и снизить риск сбоев в результате действий России. Роль Азербайджана как транзитного хаба для каспийских ресурсов позволяет Вашингтону углубить дипломатическое взаимодействие в Евразии, способствуя при этом региональной стабильности.
Более того, укрепляя связи с Баку в области безопасности и экономики, Вашингтон может ограничить способность Тегерана проецировать свою мощь на Южный Кавказ и более широкий регион, создавая при этом условия, способствующие расширению Соглашений Авраама за счёт включения в них большего числа стран.
Азербайджан находится в выгодном положении, чтобы взять на себя основную ответственность за безопасность на Южном Кавказе. Он может помочь США справиться с ключевыми противниками, при условии, что Вашингтон укрепит позиции Баку и консолидируют зарождающийся мирный процесс с Ереваном. Обеспечение отмены устаревшей 907-й поправки будет ключевым условием для этого партнёрства. Поддерживая Азербайджан посредством коммерческих стимулов, обмена технологиями и сотрудничества в области обороны, США могут укрепить региональную стабильность, расширить экономические связи и снизить риск потенциальных конфликтов», – написал Камран Бохари.
Перевод: Фарах Мамедли







