Баку в большой политике: скрытый козырь Трампа на Ближнем Востоке Статья The National Interest
В американском журнале The National Interest опубликована статья, посвящённая роли Азербайджана в ближневосточной политике США. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из данного материала.
От редакции: Автор статьи – Камран Бохари – старший директор по вопросам евразийской безопасности и процветания Института New Lines.
«Спустя месяц после начала второго президентского срока Дональда Трампа я в своей работе «Геостратегия США и старый мировой порядок» писал, что Вашингтон начал историческую перестройку своей внешнеполитической доктрины. Я отмечал, что изменения такого масштаба редко проходят гладко, вызывая турбулентный переход, поскольку институты и альянсы сопротивляются переменам. Хотя нестабильность присуща системной перестройке, противодействие новым угрозам с помощью устаревших рамок становится всё более нецелесообразным и рискованным.
Американский подход к ближневосточной дипломатии
Для того чтобы США могли проводить геостратегию глобального управления посредством распределения и перераспределения бремени, Вашингтону сначала необходимо урегулировать старые конфликты. Ближний Восток остаётся наиболее сложным регионом. Администрация Трампа сосредоточилась на инициативе «Совет мира», ориентированной на сектор Газа. Она направлена на прекращение войны и создание коалиции, способной взять на себя долгосрочные обязательства по обеспечению безопасности, стабилизации и восстановлению.

Однако события внутри Ирана и вокруг него могут осложнить этот план, потенциально потребовав поддержки со стороны государств за пределами региона – прежде всего Азербайджана. Реализация этого подхода требует тщательной дипломатии с ключевыми региональными игроками, в частности с Турцией, Саудовской Аравией и Израилем, а также ОАЭ, Катаром, Египтом и Иорданией. Разрешение конфликтов между ними помогает объединить союзников, способных взять на себя большую часть ответственности за безопасность и стабилизацию.
Турция и Саудовская Аравия играют центральную роль в этом подходе, в идеале координируя действия с Израилем. Однако расходящиеся интересы Анкары и Тель-Авива, отказ Эр-Рияда от нормализации отношений с еврейским государством, а также расхождения во взглядах между Саудовской Аравией и ОАЭ осложняют разработку последовательной стратегии. Региональная ситуация ещё больше осложняется геополитической нестабильностью в Иране.
Для примирения Турции и Саудовской Аравии с Израилем, а также снижения напряжённости в отношениях с ИРИ, администрации Трампа потребуется умелое государственное управление. Азербайджан имеет все возможности для оказания помощи благодаря своим уникальным дипломатическим связям. Он поддерживает тесные отношения с Турцией, ОАЭ и Израилем, а также взаимодействует с Саудовской Аравией. Баку может выступить в качестве ключевого посредника для координации действий региональных акторов.

Азербайджан уже продемонстрировал как намерение, так и способность выступать в качестве стратегического посредника на Ближнем Востоке. Он принимал у себя переговоры по урегулированию конфликтов между Турцией и Израилем. Он также служил связующим звеном между Израилем и Сирией, примером чего является визит сирийского лидера Ахмеда аш-Шараа в Баку. Участие Азербайджана в «Совете мира» ещё раз подчёркивает растущее дипломатическое значение страны.
Что Азербайджан может привнести за стол мирных переговоров?
Уникальное сочетание географических, исторических и социально-политических факторов наделяет Азербайджан исключительными рычагами влияния. Визит вице-президента США Джей Ди Вэнса в Баку 10–11 февраля способствовал продвижению геостратегии США, закрепив роль Азербайджана в региональной стабилизации. Две страны подписали Хартию о стратегическом партнёрстве, подтверждающую приверженность укреплению морской безопасности и экономической взаимосвязанности.

Визит подчёркивает стратегическую ценность Баку в условиях, когда американские законодатели рассматривают вопрос об отмене 907-й поправки к Акту о поддержке свободы 1992 года. Принятая во время армяно-азербайджанской войны, эта поправка во многом утратила актуальность после событий 2020–2023 годов и мирных договорённостей, достигнутых при посредничестве президента США Трампа в августе прошлого года. Тем не менее она по-прежнему остаётся препятствием для расширения американо-азербайджанских связей, предусмотренных Хартией о стратегическом партнёрстве.
Попытки Армянского национального комитета Америки (ANCA) сохранить поправку становятся всё более анахроничными и контрпродуктивными для того самого сообщества, которому они стремятся служить. Устранение ограничений времён холодной войны имеет важное значение для Вашингтона в реализации его новой геостратегии на Ближнем Востоке и в Западной Азии», – написал, в частности, Камран Бохари.
Перевод: Фарах Мамедли







