Бинокли до и после мира Евромиссия как рудимент внешнего давления
Ереван и Брюссель договорились сохранить присутствие миссии Европейского союза (EUMA) (начавшей свою работу 20 февраля 2023 года) на границе с Азербайджаном со стороны Армении. Данный пункт отражен в документе «Стратегическая повестка партнерства Армения — ЕС», принятого в Брюсселе 2 декабря 2025 года и опубликованного на сайте Министерства иностранных дел РА.
Указав на это событие, необходимо напомнить, что вышеуказанный пункт по своему содержанию в принципе не новость, а явился лишь дополнительной фиксацией уже согласованного решения — Совет Евросоюза 30 января 2025 года продлил мандат наблюдательной миссии в Армении на два года — до 19 февраля 2027 года.
Тем не менее, каждое упоминание EUMA в новостной повестке снова и снова вызывает вопросы по поводу актуальности ее существования. По большому счету, у азербайджанской стороны подобные вопросы были с момента начала ее деятельности в феврале 2023 года. Ну а сейчас, когда имеется существенный прогресс в мирном процессе и стороны парафировали текст мирного соглашения, сохранение миссии вызывает еще больше вопросов.
Напомним в этой связи, что один из пунктов парафированного мирного договора гласит, что на границе между Арменией и Азербайджаном не должны присутствовать какие-либо силы третьих государств. Да, конечно, нельзя быть полностью уверенными в том, что до февраля 2027 года мирное соглашение будет подписано, ратифицировано и вступит в силу. Вместе с тем ни официальные лица Армении, ни ЕС не высказываются однозначно о прекращении миссии EUMA после заключения мира между Баку и Ереваном.

Так, 5 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что после заключения мирного соглашения с Азербайджаном возможны изменения в формате деятельности миссии Европейского союза, действующей на территории Армении. То есть речь в любом случае не идет о прекращении деятельности миссии.
А специальный представитель Европейского союза по Южному Кавказу и кризису в Грузии Магдалена Гронo в недавнем интервью информационным агентствам AПA и Armenpress в числе прочего сказала: «Мандат миссии был продлён в январе 2025 года ещё на два года, до 19 февраля 2027 года. Насколько я понимаю, если не будет требований об его изменении, миссия продолжит свою деятельность как минимум до конца текущего мандата».
Однако, если все же мир между Арменией и Азербайджаном будет подписан до 19 февраля 2027 года, то требование об изменении мандата просто обязано будет последовать.
Гражданская миссия Европейского союза в Армении была учреждена в период высокой напряженности на границе. Если быть точнее, то как раз в тот момент Ереван впервые (в октябре 2022 года в Праге) подтвердил принадлежность Карабаха Азербайджану, однако не оставлял мыслей о некоем особом статусе для проживавших тогда в регионе армян. В этих целях европейские покровители Армении и пытались внедрить на территорию Азербайджана некую миссию, которая впоследствии могла бы заменить российских миротворцев. Однако Баку категорично отказался от этой враждебной затеи и согласился лишь на размещение миссии на территории Армении. В глазах армянской общественности роль миссии представлялась важной, так как они верили, что ее наличие служит гарантом спокойствия на границе (которое сама же Армения и нарушала).
Однако с тех пор реальность изменилась. Азербайджан полностью восстановил свой суверенитет, мечты об «особом статусе» Карабаха растаяли, что привело Ереван к осознанию необходимости идти навстречу миру. Приступила к работе совместная комиссия по делимитации границы, была подписана Вашингтонская декларация, парафирован текст мирного соглашения, начался процесс восстановления транспортных коммуникаций, диалог представителей гражданского общества двух стран, и что не менее важно – прекратились провокации армянской стороны на границе. Именно этот последний факт позволяет Пашиняну заявлять о том, что де-факто мир уже наступил.

Тогда почему все выглядит так, как будто EUMA никуда не собирается уходить? Можно объяснить это тем, что Пашинян таким образом демонстрирует внутренней аудитории свою чрезмерную заботу о безопасности страны. Однако некоторые факторы указывают на то, что лично Никол Пашинян чувствует себя увереннее с этой миссией не в контексте армяно-азербайджанского урегулирования, а в свете сопротивления влиянию России. Во-первых, EUMA – это, как-никак, элемент присутствия ЕС и Запада в целом на армянской почве. Во-вторых, можно предположить, учитывая шпионскую деятельность миссии, что ее высокопоставленные представители предоставляют правительству Армении различного рода сведения и даже консультации. Учитывая, что общий курс Пашиняна, при всех временных ответвлениях, лежит на Запад, то неудивительно, если он захочет как-то оставить в Армении этот элемент присутствия. Для нас главное, чтобы он не был направлен против Азербайджана.
Что ж, время покажет, каковы истинные цели Еревана и Брюсселя. Остается надеяться, что если после подписания мирного договора и его вступления в силу миссия ЕС и не будет расформирована, то ее формат будет изменен и мы больше не будем видеть на нашей границе подозрительных людей с биноклями. В противном случае это будет являться нарушением мирного соглашения. Как говорится, со всеми вытекающими последствиями.







