Эти заявления являются прекрасной иллюстрацией того, сколь низкого уровня дискуссия ведется в Армении вокруг ее настоящего и будущего со стороны сил, именующих себя оппонентами действующей власти. «Признание властями Армении Нагорного Карабаха частью Азербайджана еще будет приносить свои горькие плоды», — об этом во время обсуждения 29 апреля заявил депутат Нацсобрания от кочаряновского блока «Армения», дашнак Армен Рустамян.
Одного этого предложения достаточно, чтобы понять, что Армен Рустамян, как и политическая сила, которую он представляет, не только сама живет в иллюзорном мире, но и предлагает гражданам своей страны погрузиться в болото иллюзий, выбраться из которого просто не будет шансов.
Реальность же, ясное дело, совсем иная. С ней, пусть не сразу, но вынуждено было смириться действующее руководство Армении. Оно ведь, в лице премьер-министра Армении Никола Пашиняна, тоже сделало ставку на невменяемость, неадекватность и провокативность. Все эти пьяные танцы в Шуше, заявления, что «Карабах — это Армения, и точка», после чего имело место и санкционированное военно-политическим руководством соседней страны обострение в Товузском направлении в июле 2020 года — все это и были доказательства нежелания Пашиняна и его команды трезво оценивать ситуацию. Они все отрезвели не сразу, не в ходе 44-дневной войны и даже не вмиг после ее окончания. Они, что называется, «на автомате» рассчитывали на поддержку своих исторических покровителей. Но этого не произошло, их расчеты снова оказались неверными. Что и привело к вынужденной корректировке позиции официального Еревана. Это выразилось в заявлениях Никола Пашиняна о признании им территориальной целостности Азербайджана, включая Карабахский регион.
Но, замечу, даже после этих заявлений Армения продолжала выделять финансовую помощь сепаратистской хунте и переправлять по Лачинской дороге и через иные тропы оружие боевикам, что окопались в Ханкенди и его окрестностях. Оружия этого было так много, что мы до сих пор почти каждый день слышим новости об обнаружении новых складов, схронов. Что оставалось Азербайджану делать в этих условиях? Правильный ответ — проводить антитеррористическую операцию в Карабахском экономическом регионе нашей страны. Она была проведена просто блестяще, в течение суток. Почти всех лидеров карабахской хунты задержали и доставили в Баку, отряды боевиков и остатки армянской армии были разгромлены, флаг Азербайджана был поднят в Ханкенди.
С тех пор произошло немало важных событий, но, если в целом, то и Ханкенди, и Шуша, и остальные освобожденные города и иные населенные пункты Азербайджана стремительно восстанавливаются и развиваются, что вызывает истеричную реакцию у армянских реваншистов. И вот теперь, после всего случившегося, мы слышим откровенно нелепые заявления от Армена Рустамяна, который, впрочем, явно озвучивает коллективное мнение представителей блока «Армения». Того самого, который возглавляет бывший карабахский сепаратист, а позже второй президент Армении Роберт Кочарян, являющийся автором фразы про «генетическую несовместимость армян и азербайджанцев». Ясное дело, что политические попутчики носителя такой жизненной формулы априори не могут быть людьми, адекватно и реалистично оценивающими реальность. Им жажда политического реванша и азербайджанофобия застилают глаза. Настолько, что они не признают такие очевидные факты, как вхождение Азербайджана и Армении в ООН и в иные международные организации в своих советских границах. Они отказываются признавать и всем известные четыре резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, где черным по белому было прописано требование о необходимости вывода всех незаконных армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана. А главное — они пытаются насадить мысль о том, что вся проблема состоит в «ошибке» нынешней армянской власти, которую стоит устранить.
Я про власть, про Никола Пашиняна и его команду. К его свержению призывают реваншисты. Словно в случае реализации данного сценария освобожденные территории Азербайджана можно будет снова оккупировать. Да, как бы это шокирующе для любого адекватного человека ни звучало, но именно в этом и состоит смысл месседжей армянской оппозиции. Той, что в минувшее воскресенье хорошо погудела на свадьбе сына бывшего директора Службы национальной безопасности Армении, а ныне ярого реваншиста Артура Ванецяна. Были там и Роберт Кочарян с сыном и многие иные представители блока «Армения». И вот едва отойдя от потребления лившегося рекой алкоголя, они принялись рассуждать о процессах, повлиять на которые у них нет никакой реальной возможности. Но признаваться самим себе в этом они не хотят. Поэтому и несут привычную, провокационную ахинею, которой цена — один драм в базарный день.
Акпер Гасанов