Двойные стандарты ЕС: одним миллиарды, Африке – только слова Статья Independent Online
В южноафриканской газете Independent Online опубликована статья, посвящённая двойным стандартам Евросоюза. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Европейский Союз сталкивается с серьёзными вопросами своей целостности в то время, когда он стремится лидировать в области глобальных стандартов прозрачности и справедливости. Недавние коррупционные скандалы внутри ЕС, давление на расследования в Украине, предложение о предоставлении Киеву огромного репарационного кредита с использованием замороженных российских активов и решение Швеции перенаправить помощь в целях развития из Африки в Украину вызвали новые дебаты о справедливости и последовательности действий союза. Многие наблюдатели считают, что Европа применяет разные стандарты в зависимости от страны, о которой идёт речь.
В начале декабря полиция провела рейды в офисах Европейской службы внешних связей (EEAS) и Колледжа Европы. Экс-глава дипслужбы ЕС Федерика Могерини была задержана вместе с двумя другими сотрудниками для допроса по обвинениям в мошенничестве при закупках, коррупции, возможном конфликте интересов и нарушении профессиональной этики в связи с подтасовкой тендерных контрактов. Расследование продолжается и уже вынудило Могерини уйти в отставку с должностей в Колледже Европы и Дипломатической академии ЕС. Её отставка наглядно продемонстрировала, что Евросоюз, который часто требует прозрачности и подотчётности за рубежом, с трудом соблюдает эти принципы внутри союза. Это подрывает авторитет ЕС как защитника надлежащего управления и прав человека.

Этот внутренний кризис происходит на фоне параллельных событий в Украине, где антикоррупционные меры привели к отставке главы офиса президента Владимира Зеленского Андрея Ермака после рейда на его дом в рамках операции «Мидас».
В то же время Европейская комиссия работает над завершением плана репараций, который предусматривает использование примерно 140 миллиардов евро замороженных активов российского Центрального банка, большая часть которых хранится в бельгийской клиринговой компании Euroclear, для предоставления Украине значительного кредита.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила гарантии для устранения опасений, в частности со стороны Бельгии, где премьер-министр Барт де Вевер предупредил о возможной угрозе для финансов страны, если Россия успешно оспорит эту схему в суде. Де Вевер подчеркнул, что даже замороженные активы нацистской Германии после Второй мировой войны не использовались таким образом, и он требует совместной ответственности со стороны государств ЕС. Лидеры стран-членов Евросоюза соберутся 18 декабря, чтобы принять окончательное решение.
Финансовые эксперты предупреждают, что, если ЕС начнёт использовать или изымать иностранные суверенные активы, то он станет менее привлекательным для глобальных инвесторов. Многие крупные фонды из Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки держат активы в Европе, потому что считают европейские институты безопасными. Если ЕС использует эти активы в политических целях, инвесторы могут переместить деньги в другие регионы, что нанесёт ущерб экономике Европы.
Многие замечают, что значительная часть этого кредита вернётся к европейским компаниям, которые восстанавливают дороги, электростанции и оружейные заводы в Украине. Другими словами, деньги в основном остаются внутри Европы.
Эта договорённость явно контрастирует с позицией, которую ЕС занял в отношении требований африканских государств. Лидеры стран континента недавно встретились в Алжире и попросили европейские державы принять на себя ответственность за колониальные преступления и выплатить компенсацию за столетия рабства, похищенные ресурсы и жестокое правление. Они хотят официальных извинений, денег и возвращения культурных ценностей, вывезённых много лет назад. До сих пор Европа отказывалась серьёзно реагировать на эти требования. Вместо реальной компенсации она предлагает «помощь в развитии».
Конфликт в Европе уже сказывается на Африке, особенно на её наиболее уязвимых сообществах. Рост цен на продовольствие и энергоресурсы, напряжённость в цепочках поставок и смещение глобальных приоритетов повлияли на экономики африканских государств. Критики утверждают, что ЕС движет не только альтруизм по отношению к Украине, но и экономическая выгода. В то время как европейские страны быстро находят миллиарды для своего соседа, те же государства так и не нашли денег, чтобы возместить ущерб, нанесённый ими Африке на протяжении сотен лет.

Для многих африканских лидеров и мировых критиков это вопиющее моральное противоречие. ЕС может найти деньги для Украины, но говорит Африке, что колониальные репарации неосуществимы или юридически невозможны.
Ещё одной причиной для беспокойства стало решение Швеции сократить объём помощи в целях развития африканским странам. 5 декабря она объявила о постепенном прекращении долгосрочной помощи в целях развития нескольким странам, таким как Зимбабве, Танзания, Мозамбик и Либерия, чтобы перенаправить средства в Украину. Шведское правительство прямо заявило, что Украина стала его главным приоритетом и планирует увеличить объём помощи как минимум до 10 миллиардов шведских крон к 2026 году. Этот шаг вновь вызвал разочарование в Африке, где многие сообщества по-прежнему зависят от помощи в целях развития для решения проблем бедности и базовой инфраструктуры.
Сочетание внутренней институциональной коррупции, перенаправления помощи из Африки и стремления создать новые финансовые механизмы для Украины выявляет тревожную тенденцию. Европа, похоже, готова изменить свои принципы, когда это отвечает её политическим или экономическим интересам. Африканские страны, давно добивающиеся признания и справедливости в отношении колониальных злоупотреблений, видят в этом доказательство того, что заявленные ценности Европы носят избирательный характер. Предложение ЕС предоставить Украине кредит в качестве репараций для многих африканских государств звучит как издевательство.
Если Европейский союз хочет защитить свою репутацию, то он должен применять к себе те же стандарты, которые требует от других. Он должен бороться с коррупцией внутри собственных институтов, уважать опасения партнёров и избегать решений, которые кажутся политически выгодными», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли







