twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
СОЦИУМ
A+
A-

Эра надежды: азербайджанский хирург впервые пересадил сердце умершего живому Профессор Мусаев в гостях у Caliber.Az / ФОТО

11 Декабря 2025 12:05

В конце октября 2025 года была проведена первая в Азербайджане и на всем Кавказе пересадка сердца пациенту от скончавшегося донора. Это стало грандиозным событием в истории отечественной медицины, огромным успехом. Сделал операцию ведущий кардиохирург Азербайджана, главврач Центральной клиники, заслуженный врач республики, профессор, доктор медицинских наук Кямран Мусаев. Он, проведший тысячи операций на сердце, тем не менее, провел трансплантацию впервые в своей жизни. Как это произошло и какое это значение имеет для нашей медицины, для Азербайджана, для всех тех, кто нуждается в трансплантации или хочет стать донором? Об этом и многом другом журналист Caliber.Az побеседовал с Кямраном Мусаевым.

Огромный успех нашего здравоохранения

Кямран муаллим, несмотря на огромный опыт в медицине и кардиохирургии, эта уникальная операция для вас стала первой. Как вам удалось с первого раза успешно осуществить пересадку тела умершего человека живому?

Когда человек, имеющий внутреннюю волю и посланные Всевышним ресурсы, ставит себе конкретные цели, имеет мечты, то для их достижения надо иметь большое желание. Ставить правильные цели и выбирать правильные пути их достижения – наипервейший путь человека к успеху.

Если мы говорим о данной операции, то в первую очередь ее следует воспринимать и как символ успеха системы здравоохранения Азербайджана, и как символ спасения жизни человека. И я счастлив, что как врач, как сын своей страны, смог осуществить ее. С одной стороны, трансплантация сердца – громадная техническая работа по подготовке пациента, изъятию сердца скончавшегося донора, изъятию сердца живого пациента, подключению искусственного сердца, а затем – пересадке органа, соединению всех сосудов, и последующей реабилитации. Это требует громадного опыта, специфических знаний в области кардиохирургии.

С другой стороны, если считать, начиная с резидентуры, то я уже 30 лет провожу операции на сердце. И могу сказать, что каждый день, еще со времен обучения в Турции, готовился к тому, что когда-то осуществлю операцию по трансплантации сердца, совершенствовал свои знания. Всегда интересовался трансплантацией, тема моей кандидатской диссертации была как раз она. Плюс затем проходил обучение – курсы усовершенствования в центрах трансплантации в Великобритании (в больнице Хаирфилд) и США (в клинике Майо).

— Тем не менее, заранее знать, когда она произойдет, никто, в том числе и вы, не могли… А ведь операция открыла новую эру медицины Азербайджана.

— Мы понимали, что это необычная операция. Это накладывало гораздо большую ответственность, да и прибавляло лишний стресс. Но операция 19-летнему пациенту прошла успешно, и это – еще один показатель успешного медицинского лидерства Азербайджана, роста нашей медицины. Операция заняла 7-8 часов. Фактически это были две операции – изъятие сердца у донора и изъятие больного сердца у пациента, а затем трансплантация ему нового сердца.

Показаниями для операции являются крайняя степень сердечной недостаточности. Это означает, что никакими другими способами помочь больному медицина уже не может – ни инвазивными спедствами, ни операцией на открытом сердце, ни лекарствами, ничем. Единственный путь – трансплантация. Без нее пациент довольно быстро умирает.

Хочу отметить, что без соответствующей команды проводить столь сложные операции невозможно. В нашей операции участвовало свыше 20 человек – кардиохирурги, анестезиологи, реаниматологи, перфезиологи, кардиологи, медсестры, лаборанты, младший медперсонал. И поверьте, все они долгие годы готовились к этому. Операция прошла так, как будто ее проводили не в первый, а в сотый раз, и я горжусь этой командой.

— Как вы оцениваете перспективы трансплантации в стране?

Естественно, это не означает, что сделали одну операцию и успокоились. Мы верим, что будем проводить в Центральной клинике много подобных операций. Фактически и я, и моя команда готовы проводить их еженедельно. Но нужны доноры.

Сердце – центральный орган организма, оно носит и мистический характер. Трансплантация сердца – это, образно выражаясь, трансплантация жизни. Есть целая программа трансплантации сердца, и я верю, что подобные операции приведут к кардинальному позитивному влиянию на всю систему здравоохранение республики. Ведь пересадка сердца – один из самых блестящих примеров успеха здравоохранения той или иной страны. Верю, надеюсь и жду, что проведенная нами операция значительно усилит доверие граждан страны к медицине и врачам Азербайджана, и мы уже видим признаки этого.

Говоря о перспективах, не могу не отметить, что фундамент пересадки органов в Азербайджане был заложен давно. С 2013 года мы начали проводить операции по установке искусственного сердца. Но важно и наличие соответствующей правовой базы. В период президентства общенационального лидера Гейдара Алиева в 1999 году был принят закон «О трансплантации органов». Затем этот закон был значительно усовершенствован, и в 2020 году президент Ильхам Алиев подписал закон «О донорских органах и трансплантации», после чего появилась вся необходимая юридическая база для операций. В 2022 году был создан Координационный центр по донорским органам и трансплантации. Без всего этого никаких правовых оснований для клиник и хирургов проводить операции по пересадке органов не было бы. Сейчас этот процесс организован и проходит в полном соответствии с мировыми стандартами. Каждый азербайджанец может гордиться этим.

Число добровольных доноров растет

— Как проходит подготовка к трансплантации и последующая реабилитация?

Больные обращаются к нам, мы проводим полную медицинскую проверку, готовим досье пациента, которое затем направляем в Координационный центр. Там их регистрируют, они встают в очередь. Если появляется донор, Координационный центр сверяет показатели донора и показатели пациента в списке, и, найдя совпадения, извещает больного, что есть донор. После чего начинается подготовка непосредственно к операции.  

После операции в течение недели-двух мы выписываем пациента. Затем он несколько месяцев находится под постоянным врачебным наблюдением и принимает иммунодепрессивные препараты, чтобы собственная иммунная система не отторгла новое сердце. Дозу и время курса определяет врач. После курса пациент живет обычной жизнью.   

— Какие сложности вы видите на пути трансплантации?

Есть очень важный момент – пересадить сердце можно лишь в первые 4 часа после его изъятия от умершего донора. Затем клетки начинают отмирать, и пересадка становится невозможной…

Также есть ряд особенностей – необходимо полное совпадение донора и живого пациента по группе крови. Также, теоретически, мы можем пересадить мужчине сердце женщины, и наоборот. Но тут важны вес и размеры сердца, потому что женское обычно меньше и по весу, и по размеру…

Но есть и хорошие новости: по информации Координационного центра, после проведения первой операции по пересадке сердца число добровольных доноров (лиц, при жизни официально изъявивших желание после смерти стать донорами органов) значительно увеличилось.

Мы и сами это видим в повседневной практике. Для успешных операций как в Центральной клинике, так и в других медучреждениях, необходима серьезная поддержка общества в лице доноров, без этого операции невозможны. А так как сердце у человека, в отличие, к примеру, от почек, всего одно, его пересадка возможна только от умершего человека. Альтернативы тут нет. Поэтому нужна серьезная поддержка в плане пожертвования органов. Слава Всевышнему, мы, азербайджанцы, очень добрый и гуманный народ, и в последние два-три года я замечаю рост числа тех, кто хочет пожертвовать свои органы другим после смерти.

— Влияет ли пересадка органа на человека?

— Об этом много говорят. Но как врач могу однозначно сказать – после пересадки донорского органа абсолютно никаких изменений в психике, моральных качествах, душевном состоянии человека не происходит.

— Как вы относитесь к озвучиваемым рядом ученых планам трансплантировать мозг человека или же скопировать информацию мозга в корпус робота андроидного типа и тем самым фактически обеспечить бессмертие личности?

— Много читаю об этом. Но важно понимать – одно дело планы, какие-то теоретические наработки, а другое – конкретные шаги. У меня есть очень большие сомнения, что данные планы реализуются в ближайшие годы.

Донорство – показатель гуманности и благородства

— Что бы вы хотели сказать родственникам тех, кто потенциально может стать донором органов?

— Здесь есть важный момент - я бы хотел, чтобы люди при жизни сами добровольно выбирали путь посмертного донорства, не перекладывая эту ответственность на плечи родных. Это ведь довольно щепетильный вопрос. Для принятия такого трудного решения в отношении близкого родственника необходимы высокие моральные качества и большой гуманизм.

У тех семей, которые принимают подобное решение, по моим наблюдениям, эти качества есть. Когда сердце твоего сына, брата, мужа бьется в груди другого – это пик гуманизма, и я склоняю голову перед теми, кто соглашается на посмертное донорство, это верх благородства.

Кямран муаллим, вы достаточно молодой мужчина, и у читателей возникнет резонный вопрос: а вы сами готовы стать донором?

Да, я при жизни написал официальное заявление, что после своей смерти готов стать донором органов. Это довольно просто сделать – есть сайт odtkm.gov.az/az/registration, в нем есть форма заявления, каждый может сделать это.

— Хотелось бы осветить вопрос философски - означает ли сделанная вами пересадка сердца определенное бессмертие? То есть пока жив тот, кому сделали трансплантацию, пока в его груди бьется сердце другого человека, тот, другой, фактически не умер…

Людям нужно серьезно говорить об этом, просвещать. Тут есть религиозные, социальные, философские моменты, не только медицинские. Мы все всё равно когда-то умрем, человек с детства знает это, знает, что он в этом мире временно. И мы должны четко показать людям преимущества донорства.

К тому же, как врач, я хотел бы открыто, без прикрас сказать – тело человека в могиле все равно не сохранится в своем обычном виде, мягкие ткани со временем разлагаются, остается только скелет. То есть всё, что может спасти жизнь другому, пропадет впустую…

Ислам также приветствует спасение жизни других. Фактически перед уходом человек дарит жизнь нескольким другим людям – ведь в Азербайджане успешно можно пересадить не только сердце, но и печень, почки и роговицу глаза. Самое большое добро, которое может сделать человек, прежде чем покинуть этот мир, завещать свои органы другим, чтобы они жили. Это означает и своеобразное продолжение нашей жизни.

Caliber.Az
Просмотров: 224

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
Новости по теме
Cамые читаемые
СОЦИУМ
Самые важные и оперативные социальные новости Азербайджана
loading