Эрозия авторитета: Чехия и Венгрия бросают вызов ЕС Миграционный пакт как точка раскола
В эпоху глобальной турбулентности и образования стратегических линий разлома в мире одним из акторов, стремительно теряющих свой вес и авторитет в международной системе координат, является Европейский союз. При этом данный процесс обусловлен исключительно и в первую очередь политикой наказания и давления на государства, не желающие покорно следовать в фарватере Брюсселя и Страсбурга. Этот подход находит отражение в виде обязательных к исполнению директивных документов, суть и содержание которых весьма и весьма далеки от здравого смысла. Одним из примеров подобного нормативного акта является Пакт ЕС о миграции и предоставлении убежища.

Так, 8 декабря текущего года после длившихся несколько месяцев переговоров министры внутренних дел ЕС согласовали более строгие правила предоставления убежища. В частности, в пределах Евросоюза планируется переселить 21 тыс. просителей убежища из государств, находящихся под наибольшим миграционным давлением. В рамках механизма солидарности менее обремененные страны сообщества должны предоставить дополнительно €420 млн.
В принципе, на первый взгляд этот документ не выглядит абсурдным, если бы не это загадочное словосочетание «механизм солидарности», при анализе которого на поверхность всплывают весьма и весьма неоднозначные нюансы.
Наша справка. Механизм солидарности ЕС — это система поддержки стран-членов, столкнувшихся с миграционным кризисом, основанная на принципе «бери или плати», который вступит в силу в 2026 году; он обязывает государства, принимающие мало мигрантов, либо переселить часть искателей убежища к себе, либо выплатить 20 000 евро за каждого не принятого, а также включает финансирование операционной поддержки, чтобы снять давление с приграничных государств.
То есть, говоря простым человеческим языком, данный механизм требует от тех государств ЕС, которые проявили в свое время благоразумие и не стали огульно принимать всех подряд, либо платить за свою политическую мудрость, либо отказаться от нее и открыть свои границы для всех и каждого.

Однако здесь, как говорится, коса нашла на камень. Первой против пакта выступила Венгрия, которая, как известно, является одной из немногих стран ЕС, способных проводить независимый внешнеполитический курс, опирающийся на национальные интересы. Так, премьер-министр Виктор Орбан заявил, что «своим решением Брюссель пытается заставить Венгрию платить еще больше или принимать мигрантов».
«Мы не примем ни одного мигранта и не будем платить за чьих-то мигрантов. Венгрия не будет выполнять меры миграционного пакта. Восстание начинается!», — написал он в соцсетях.
Напомним, что Будапешт еще в 2015 году построил забор с колючей проволокой на границе с Сербией с тем, чтобы эффективно остановить миграционный поток. Кроме того, венгерские законы, включая новые правила получения вида на жительство, ужесточают условия для мигрантов, вводя культурные экзамены. Венгрия категорически отказывается выполнять решения Суда ЕС, обязывающие ее принимать беженцев, и оспаривает штрафы в сотни миллионов евро, а премьер Орбан пропагандирует политику нулевой терпимости к нелегальной миграции. И в последнее время, несмотря на то, что предпринимаемые венгерской стороной шаги способствуют росту напряженности с Евросоюзом, Будапешт все чаще находит понимание и поддержку среди других стран ЕС, тоже обеспокоенных политикой Брюсселя.

К примеру, в Словакии разработали национальную стратегию ужесточения миграционной политики. Польша борется с нелегальной миграцией, используя усиление пограничного контроля, гибридные меры, законодательные ограничения и дипломатические усилия. Эстония и вовсе применяет целый комплекс мер, таких как ужесточение пограничного контроля, включая пилотные проекты с буями и лезвиями, и сотрудничество с третьими странами для рассмотрения прошений вне ЕС.
Более того, в начале декабря председатель партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) Алис Вайдель заявила, что политика Европейского союза в области предоставления убежища является неэффективной, отметив, что АдГ поддерживает венгерского премьера в этом вопросе.
«Партия «Альтернатива для Германии» поддерживает Орбана: политика ЕС в отношении предоставления убежища предсказуемо дисфункциональна и останется таковой. Политически мотивированный отказ от контроля над важнейшим вопросом миграции должен прекратиться. Подлинный поворот в миграционной политике может быть достигнут только по венгерской модели!» — написала она в соцсети X.

И вот недавно, следуя примеру Будапешта, сформированное буквально на днях правительство Чехии на своем заседании отвергло миграционный пакт Европейского союза.
Как сообщили чешские СМИ со ссылкой на премьер-министра страны Андрея Бабиша, в проекте программного заявления Кабмина, который будет вынесен на утверждение Палатой депутатов (нижней палатой) чешского парламента, говорится об отказе от Миграционного пакта. Из постановления следует, что Кабинет министров отверг квоты по распределению беженцев между странами ЕС и высказался за полный отказ принимать нелегальных мигрантов.
«Чехия настаивает на усилении внешних границ ЕС, борьбе с контрабандистами и решении проблем нелегальных мигрантов за пределами сообщества», — подчеркивается в документе.
Помимо этого, официальная Прага приняла ряд других резонансных решений, демонстрирующих скептический подход к инициативам Брюсселя. В частности, была отвергнута система торговли углеродными квотами для транспорта и зданий ETS 2. Также Кабмин поддержал инициативу по длительной заморозке окладов госслужащих и политиков вплоть до 2030 года.

Полагаем, что этот «бунт на корабле» обусловлен неоправданно политизированным подходом, априори применяемым Брюсселем ко всем вопросам, в том числе и в миграционной политике. Как отмечал еще в январе минувшего года министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто, «Брюссель не может решить проблему на европейском уровне с его текущим политическим подходом, потому что одним из главных факторов притяжения нелегальной миграции в Европу является политика Евросоюза».
Эти слова высокопоставленного венгерского дипломата подтверждают, что фиаско евроструктур в миграционном вопросе связано с отсутствием единой и эффективной системы распределения беженцев и неспособностью контролировать внешние границы, что подтолкнуло их к разработке пресловутого пакта, который по своей сути нацелен на то, чтобы переложить ответственность стран — грандов ЕС за провальную миграционную политику на государства Восточной Европы, сделав из них «жертвенного агнца».
Будапешт и Прага, своим отказом нарушив этот стратегический план Евросоюза, фактически восстали против европейской «системы ценностей». Не исключено, что их примеру в недалеком будущем последуют и другие страны, что вполне способно привести к крушению лайнера под названием «Европейский союз».







