ЕС: подготовка к торговой войне на два фронта Обзор Лиманского
В Брюсселе по поводу президентских выборов в США нарастает всё большая тревога, интенсивно проходят встречи представителей Еврокомиссии с дипломатами стран Евросоюза. И уже создан «штаб оперативного реагирования» на случай прихода Дональда Трампа к власти.
Зачем Европа готовится к выборам в Америке?
Чем ближе выборы президента США, тем сильнее нервозность охватывает чиновников и политиков на старом континенте. В конце октября ряд высших лиц ЕС встретились с послами всех 27 стран союза специально с целью обсудить «угрозу» в лице Трампа. И выработать меры на случай его возвращения в Белый дом.
В этих встречах участвовал глава аппарата президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен Бьорн Зайберт и шесть генеральных директоров профильных департаментов, включая такие направления, как торговля, энергетика и цифровая политика. Именно этим сферам больше всего угрожает новый приход Трампа к власти. И в ЕС хотят принять превентивные меры еще до того, как столкнутся с новым экономическим ударом из-за океана. Особых официальных откровений по этому поводу пока нет. Но ряд дипломатов из стран ЕС, по понятным причинам – на условиях анонимности, поделились с европейскими журналистами некоторыми деталями проходивших обсуждений.
Непредсказуемый Трамп
Что же так напугало Брюссель? Недавно Дональд Трамп в очередной раз отметился жесткой риторикой, на этот раз – в отношении ЕС. «Они не забирают наши машины, они не забирают нашу сельскохозяйственную продукцию, ничего не забирают. У вас дефицит в 312 миллиардов долларов с ЕС. Знаете, ЕС — это мини, но не настолько мини — это мини-Китай», — заявил кандидат от Республиканской партии в своем радиоинтервью.
Трамп очень любит позиционировать себя как выразитель интересов американской промышленности и занятых там рабочих. И поэтому он пообещал ввести 10-20-процентные пошлины на импортные товары, в том числе и европейские. По мнению Трампа, это поможет вернуть рабочие места в индустрию США, а также сократить большой торговый дефицит Америки. В интересах американского бизнеса кандидат от республиканцев обещает снизить и налоги для корпораций и богатых, и выйти из всех климатических соглашений. При этом, по мнению ряда экспертов, выход США из Парижского соглашения поставит в центр климатической повестки Китай. Ну и в очередной раз Дональд Трамп заявил, что Соединенные Штаты больше не будут «защищать» те страны НАТО, которые тратят меньше 2% ВВП на военные нужды. Есть также опасения, что большую часть финансового бремени войны в Украине Трамп переложит на ЕС. Он даже пообещал потребовать от Европы возмещения США стоимости боеприпасов, уже израсходованных в Украине. А некоторые эксперты опасаются, что Трамп может вообще отказаться от НАТО, что, впрочем, маловероятно.
Но вот вполне реальное введение 10-20% пошлин на европейские товары будет крайне болезненным ударом по экономике ЕС, сильно зависящей от США. Ведь Соединенные Штаты — главный иностранный инвестор в Европе. А торговля между Америкой и ЕС на сумму в 1,3 триллиона долларов является крупнейшим двусторонним экономическим партнерством в мире.
И далеко не все обещания Трампа – популистская риторика. В Брюсселе хорошо помнят шок 2018 года – когда Трамп в свой первый президентский срок ввел 25-процентные пошлины на сталь и 10-процентные – на алюминий из ЕС. После объявления этих планов Трампа индекс Dow Jones Industrial Average упал на 420 пунктов, хотя перед этим в тот день он вырос на 150 пунктов. А тогдашний председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер назвал решение Трампа «вопиющим вмешательством для защиты внутренней промышленности США». И пообещал нанести жесткий ответный удар по Америке.
Едва не впали в ступор и правительства Канады и Мексики, как раз проводившие в то время переговоры по пересмотру соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами (НАФТА). Возмутились и в Китае, и в Японии. Но это решение было принято после совещания с представителями сталелитейных и алюминиевых концернов США в Белом доме, и отменять их Трамп не собирался. Также президент США заявлял, что при нулевых пошлинах на товары из ЕС в Европе некоторые виды американской продукции облагаются 25, 50 и даже 100-процентными тарифами.
Что же касается тогдашнего европейского ответа откровенному протекционизму от Трампа, то замах был на рубль, удар — на копейку. В ЕС быстро взяли себя в руки и на эскалацию торговой войны с заокеанским «старшим братом» не пошли. Брюссель ограничился разработкой пошлин на продукцию вроде апельсинового сока, мотоциклов или виски из отдельных штатов, где были сильны симпатии к республиканцам.
Только в 2021 году, уже в президентство Байдена, между ЕС и США удалось достичь соглашения по пошлинам на сталь и алюминий. Однако эти ограничения были смягчены американской стороной только частично. Что говорит о том, что дело не только в жестком протекционисте Трампе, но прежде всего – в интересах американских корпораций. Критики также говорили, что введение пошлин не помогло создать новые рабочие места на американских сталелитейных заводах.
В своей новой избирательной кампании Трамп еще меньше стесняется в агрессивной риторике. Он не просто обещает защитить американских производителей от импорта, но и фактически уничтожить промышленность ЕС. И заставить и европейцев, и китайцев, и южных корейцев перенести свое производство в Соединенные Штаты. Выступая в Джорджии, кандидат в президенты заявлял, что Штаты «заберут рабочие места у других стран». Трамп также обещал разобраться с европейскими расследованиями о конкуренции в отношении американских корпораций. Так, недавно судебное решение ЕС заставило Apple выплатить 13 миллиардов евро неуплаченных налогов Ирландии.
Особенно в ЕС обеспокоены ревнивым отношением команды Трампа к немецкой автомобильной промышленности. США являются крупнейшим импортером немецких машин. Также немецкий автопром имеет заводы в Великобритании, Испании, Польше, Бельгии, Чехии, Венгрии, Румынии и других странах. И американские санкции против «немцев» поразят по сути автомобильную промышленность Европы.
«Торговые войны — это хорошо, и в них легко победить», — еще в 2018 году сказал Трамп. И, похоже, консервативный кандидат не собирается отступать от своего кредо.
Европейский штаб мировой торговой войны
Еще одна тема, живо обсуждаемая на прошедших в ЕС встречах, – это Китай. И речь шла не только о серьезном проигрыше Европы в конкуренции с этим новым лидером мировой экономики. Брюссель обеспокоен и той чрезмерно жесткой политикой, которую Трамп обещает проводить и в отношении КНР. Подробности не разглашаются, но можно предположить – от очередного обострения американо-китайских отношений и у Европейского Союза может быть целый ряд негативных последствий. Например, новое ограничение китайского импорта в США может привести к тому, что продукция из КНР окажет дополнительное давление на рынки и производителей в ЕС. Или Трамп может ввести санкции против операторов связи, использующих китайское оборудование, – что также ударит по европейцам. С другой стороны, и Трампу тоже предлагается не делать в сторону Европы резких выпадов – чтобы обеспечить единство действий с ЕС против КНР. Но и для Европы на фоне российско-украинского конфликта экономическая война на два фронта, против Вашингтона и Пекина, будет очень тяжелой…
Сегодня в Европе заявляют, что не дадут Трампу дважды провести себя. И похоже, что в Брюсселе уже подготовлен целый список ответных мер для победы в новой «мировой торговой войне». В ЕС уже создан и «штаб быстрого реагирования» на случай победы республиканского кандидата. Такая группа сформирована в недрах Генерального секретариата Комиссии ЕС, который возглавляет Илзе Юхансоне.Там разрабатываются варианты действий на случай прихода к власти как Дональда Трампа, так и Камалы Харрис. Но между собой брюссельские бюрократы называют ее «оперативная группа Трампа». Аналогичная группа была создана и в МИД Германии. По имеющимся данным, уже через три дня после президентских выборов в США лидеры стран ЕС планируют провести неофициальную встречу в Будапеште. Вероятно, там будет окончательно утвержден единый план выстраивания отношений с США. Также можно предположить, что нынешние встречи высокопоставленных чиновников Еврокомиссии с послами государств ЕС являлись частью подготовительной работы по выработке этого плана.
4 октября появился проект текста, который может быть принят на этой встрече как «Будапештская декларация». Он достаточно алармистский. В проекте декларации сказано, что для противодействия вызовам новой геополитической реальности, для повышения конкурентоспособности и сохранения суверенитета ЕС (!) «нельзя терять ни минуты». Декларация была составлена во многом на основе докладов для Еврокомиссии от Марио Драги о мерах по повышению конкурентоспособности ЕС, о котором мы сообщали, и Энрико Летты «Гораздо больше, чем рынок». В проекте декларации в качестве важного пункта по «спасению Европы» вновь предлагается углублять интеграцию за счет развития единого рынка.
Скажем так, далеко не новое предложение. Но сейчас предполагается создание единого рынка европейского капитала, достижение к 2027 году полного энергетического союза, климатической «зеленой» нейтральности – к 2050-му, выработка Европейской технологической стратегии к середине 2025 года, с акцентом на квантовые технологии и искусственный интеллект. Говорится и об укреплении европейской индустрии, в особенности военной промышленности ЕС, и об «обеспечении надежного и беспрепятственного доступа к важнейшему сырью». При этом последние два пункта на фоне разворачивающихся ныне в мире военных конфликтов выглядят весьма неоднозначно. А в разделе «Торговля» сказано: «ЕС всегда был сторонником открытой торговли и многосторонности, но должен продолжать адаптироваться в условиях растущей геополитической напряженности и ускоряющихся технологических изменений». И несмотря на все реверансы в сторону свободного рынка и сокращение бюрократических процедур, несколько раз повторяются призывы к защите европейской экономики. И что особенно важно – в заключительной части проекта «Будапештской декларации» говорится о том, что для преодоления отставания ЕС от конкурентов (США и Китая) необходимо сочетание частного и государственного финансирования. То есть похоже, что Еврокомиссия частично берет на вооружение ту самую практику государственного кредитования, за которую и вводила санкции против ненавистного ей Китая. Но видно, что поражение в конкурентной борьбе заставило отказаться либералов от некоторых своих догм. Ведь как заключается в декларации: «Больше нет возможности работать в обычном режиме».
Пресловутая евроинтеграция получила сейчас новый стимул: «Европа должна быть едина, чтобы защитить себя от Трампа». Что касается Камалы Харрис, то она считается весьма лояльной сторонницей партнерских отношений с ЕС. Реже упоминается о том, что и Харрис в свое время скептически оценивала соглашения о международной свободной торговле. Но представляется, что дело не только в личных особенностях Трампа или Харрис. Главная причина нынешнего разлада между союзниками в том, что сегодня глобальная экономика с подавляющей всех и вся гегемонией Запада находится в жестоком кризисе. И так или иначе, но экономические войны будут разгораться теперь не только с Китаем и другими странами, но и внутри западного блока. И кто бы ни победил на выборах в Америке, мир сегодня стоит на грани больших потрясений и грандиозных изменений…