«Если даже США испытывают трудности с ковидом, то страшно подумать, что происходит в мире» Профессор Муганлинская на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c директором резидентуры при кафедре внутренних болезней медцентра Анны Арундел в Аннаполисе (Мэриленд, США) Наргиз Муганлинской, которая дважды входила в сотню лучших врачей Америки.
- Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, где родились и как прошла ваша юность?
- Я родилась в Баку, окончила технико-гуманитарный лицей №2 имени Габиббека Махмудбекова, и моей классной руководительницей, «школьной мамой», как мы ее называли, была Галима Саттаровна Мехтиева. Она сыграла большую роль в моей жизни и жизни всех моих одноклассников, 11D класса. Мы учились, играли в брейн-ринг, мечтали о том, как будем продолжать развиваться и вносить вклад в дальнейшее развитие и процветание Азербайджана. Лицейские годы были и остаются самыми формирующими в моей жизни. К нам приходили общаться композиторы, артисты, художники. После окончания лицея я была зачислена на лечебный факультет Азербайджанского государственного медицинского университета. А в 2003 году мы с семьей перебрались в США.
- Как приняла вас Америка?
- Это был нелегкий переход. Не было такого обилия средств связи, доступ к интернету был ограничен, и разлука с родными и близкими, с друзьями ощущалась очень сильно.
С точки зрения профессионального развития в Америке многое казалось недостижимым. Уинстон Черчилль говорил, что успех - это еще не точка, неудача - это еще не конец: единственное, что имеет значение - это мужество продолжать борьбу. Я была в Баку хирургом, здесь же я переквалифицировалась на терапевта по внутренним болезням. В ретроспективе мой путь был больше похож на квест: поступала в магистратуру, проходила стаж, сдавала экзамены и после экзаменов поступила в резидентуру, затем последовала еще одна защита. Мой дедушка был пульмонологом и работал главным врачом одной из больниц. Я помню, как он сидел у себя в кабинете по вечерам и занимался. Этот пример был у меня всегда перед глазами. Была большая поддержка семьи, и создавались все условия для того, чтобы я могла заниматься.
Получилось так, что сразу после окончания резидентуры я стала заместителем заведующего кафедрой при этой же резидентуре. Было очень здорово, поскольку многие люди начали узнавать местоположение Азербайджана на карте, что такое Новруз байрамы (мой день рождения 20 марта) и как есть шекербуру и шоргогал, чтобы они не рассыпались.
Последние два с половиной года я работаю на должности директора резидентуры при кафедре внутренних болезней медцентра Анны Арундел в Аннаполисе. Будучи педагогом, я получаю большое удовольствие от возможности не только практиковать медицину, но и учить своих резидентов и студентов Школы медицины и медицинских наук имени Джорджа Вашингтона как относиться к больным, диагностике, применению новых научных данных, лечению. Я и сама продолжаю учиться. И не только медицине. Так, поступила в магистратуру по управлению бизнесом (МВА) в Школу бизнеса университета Джорджа Вашингтона.
- Что вы можете сказать о мерах, принятых в США в связи с коронавирусом?
- При нашей больнице и медицинской системе, к которой она принадлежит, был создан комитет по централизации мер, направленных на изучение и применение данных о COVID-19. Я являюсь председателем этой комиссии нашего госпиталя и других медучреждений, подведомственных этой системе.
Пик омикрона пришелся на 10 января. К сожалению, медицинская сфера в Америке перегружена количеством больных. Если такая сильная, самодостаточная система испытывает трудности, то страшно подумать, что происходит в других странах.
Еще одна перспектива на эпидемию привносится затянувшимся характером этого недуга человечества. В то время, когда при остром стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, и это на физиологическом уровне настраивает на борьбу за выживание, то при стрессе хроническом преобладает фон гормона кортизола, который несет пагубные последствия для нашего самочувствия, морального и физического.
- А что вы можете сказать о мерах борьбы с COVID-19, принятых в Азербайджане?
- В Азербайджане был разработан и внедрен хорошо продуманный план. Страна достаточно успешно справляется с этим испытанием. Я внимательно слежу за тем, что происходит на родине.
- Много ли врачей, которые получили медицинское образование в Азербайджане, хотят работать в Америке, и как это происходит?
- Немало. Например, у меня проходит резидентуру доктор Сабина Насирова, она большая умница, я ею очень горжусь. Я также недавно встречалась с группой молодых врачей и студентов из Азербайджана посредством онлайн-заседания, и мы обсуждали нюансы подготовки для резидентуры в Америке.
- Что для вас Баку?
- Баку - это друзья, семья. Это - Родина.
- Как вы отреагировали на победу Азербайджана в 44-дневной войне?
- Я очень сильно переживала, гордилась, плакала, отмечала, рассказывала детям, насколько это важно и зачем. По возможности принимала участие в благотворительном фонде, который собирал пожертвования для азербайджанских солдат. У нас есть близкий друг семьи, Наргиз Зейналова, которая привезла мне брошки «Харыбюльбюль», и я ношу их с гордостью. Спасибо всем, кто сделал эту победу возможной.