Вашингтонский прорыв Азербайджана Три экспертных мнения на Caliber.Az
О важнейших договоренностях, заключенных Баку и Ереваном при посредничестве президента Трампа в Вашингтоне, сегодня свои мнения высказывают многие политики и политологи из разных стран мира, сходясь, как минимум, в одном – после этого события геополитика целого ряда регионов может претерпеть значительные изменения. Вполне очевидно, что Совместная декларация, подписанная лидерами трех стран, создает новую реальность, где не будет места токсичным игрокам и интересантам – только друзья, соседи, партнеры.
Что думают по этому поводу аналитики? Как они оценивают потенциал подписанного документа? На эти вопросы Caliber.Az отвечают зарубежные политологи.
Доктор философии, выпускник теологической аспирантуры Гарвардского университета, израильский политолог Дмитрий Радышевский уверен, что произошедшее в Вашингтоне событие – это крупнейшая победа азербайджанской и американской дипломатии.
«Конечно, теперь влияние США на Южном Кавказе колоссально возросло. Трамп доказал, что, кстати, очень важно для его внутреннего рейтинга, что он – миротворец, который останавливает конфликты и восстанавливает влияние Соединенных Штатов во всем мире. То самое влияние, которое было очень сильно подорвано и утрачено во времена Байдена – достаточно вспомнить позорное бегство из Афганистана. Трамп демонстрирует, что Америка вновь становится великой, устанавливая весомый контроль в новом для нее регионе – Южном Кавказе», – сказал он.
По его мнению, помогая Израилю стать региональной сверхдержавой, США также восстанавливают свое влияние на Ближнем Востоке, и это – важнейшая для Соединенных Штатов цель. Друзья Америки – Азербайджан и Израиль – тоже выигрывают от того, что Трамп стал президентом США. Таким образом, выигравшими сторонами от этого соглашения в аббревиатуре TRIPP являются в первую очередь Соединенные Штаты и Азербайджан, а также Армения, поскольку завершается ее изоляция.
«Армения не только устанавливает мир с Азербайджаном, но и нормализует отношения с Турцией, которая тоже выигрывает, потому что у нее появляется транспортный коридор напрямую в материковый Азербайджан. Соответственно, колоссально возрастает влияние Турции на регион и Центральную Азию. Проигравшей стороной здесь безусловно является Россия, влияние которой на Южном Кавказе теперь значительно уменьшилось. Но мне кажется, что российская сторона не очень сильно паникует. Американское, в том числе военное и разведывательное, присутствие в этом регионе пока не так значимо для РФ, поскольку для нее приоритет Украина и хорошие отношения с Трампом. Кто на самом деле беспокоится и чувствует себя проигравшим, это Иран, поскольку опасается за свой режим, ведь американцы увеличат свое военное и разведывательное присутствие у северной границы ИРИ», – заключил Д. Радышевский.
В свою очередь, грузинский дипломат и политик, экс-замминистра иностранных дел Грузии, бывший генеральный секретарь ГУАМ Валерий Чечелашвили отметил, что встреча в Вашингтоне — это эпохальное, историческое, событие.
«Думаю, что встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьер-министра Армении Никола Пашиняна, президента США Дональда Трампа в Белом доме 8 августа, по итогам которой была подписана Совместная декларация, есть историческое событие, поскольку речь идет о документе, в котором подчеркнута важность обеспечения и укрепления мира между государствами», — сказал он.
Эксперт полагает, что сама логика встречи и ее формат подтверждают значимость процесса: «Американцы, а конкретно – администрация президента Трампа, провели очень успешную дипломатическую кампанию, которая ослабила влияние России на Южном Кавказе. Думаю, в Кремле, в каждой из его башен сегодня задаются вопросом о том, где они упустили момент, когда еще могли что-то изменить».
По его мнению, это закономерный итог политики Москвы в регионе, логичное завершение той стратегии, которую Россия вела на Южном Кавказе: «Можно сказать, эпоха Закавказья завершилась. Политически Кремль пытался ее реанимировать, но это концепт, которого никогда не существовало в реальности. Сейчас у Южного Кавказа появился шанс стать регионом стабильности, интеграции и процветания. Это пойдет на пользу и Азербайджану, и Армении, и Грузии».
По словам Чечелашвили, к полной утрате доверия соседей Москву привела ее имперская философия.
«Россия вела себя как империя по отношению ко всем — от Южного Кавказа до Украины и Центральной Азии. В результате у нее почти не осталось искренних союзников. Кремль долгие годы играл на противоречиях между Баку и Ереваном, но после восстановления Азербайджаном своей территориальной целостности ситуация радикально изменилась. Россия не заметила этих сдвигов, потеряла инициативу и продолжала использовать привычные методы влияния, но оказалось, что они больше не работают», — сказал он.
Чечелашвили убежден, что действия Кремля привели к стратегической ошибке: «Последние полгода Москва проводила особенно контрпродуктивную линию. Вспомним случай с азербайджанским самолетом. Россия не извинилась по-настоящему. Путин просто позвонил и выразил сожаление — это не извинения. Азербайджан проявил принципиальность, а Москва ушла в глухую оборону. Все это — замашки империи прошлых веков. Раньше все говорили, что ключи от мира находятся в Москве, сегодня они у американцев. И это — свидетельство полного дипломатического краха России в регионе».
Политолог также выразил уверенность в том, что позиции Азербайджана на международной арене еще более укрепились: «Азербайджан укрепляет свою государственность, усиливает авторитет, получает гарантии от серьезных партнеров — Турции, Пакистана, стран исламского мира — а теперь и от президента США Дональда Трампа. Он, кстати, дважды репостнул заявление президента Алиева в своем Truth Social. Уже тогда в Москве должны были насторожиться, но никаких выводов сделано не было».
Он также отметил, что отныне в истории Южного Кавказа открылась новая глава: «Регион принадлежит трем государствам. Мы связаны не только географией, но и интересами. Осознание этого факта, стремление к синхронизации наших усилий и рост субъектности региона в глазах глобальных игроков, прежде всего США, важнейшие элементы того, что мы увидели в Вашингтоне. У нас появились новые возможности. Главное — не растерять их, а грамотно реализовать».
В свою очередь, известный израильский писатель, публицист, военный эксперт и историк Петр Люкимсон отметил, что не раз говорил о том, что у Армении нет иного выхода из того экономического и политического тупика, в котором она оказалась, кроме как заключение мира с Азербайджаном.
«Нет никаких сомнений, что мирный договор нужен и выгоден прежде всего Еревану, так как открывает принципиально новый этап в развитии армянской экономики и расширении региональных связей. Азербайджан и Грузия, в свою очередь, получают множество дивидендов, например, от совместной разработки полезных ископаемых, месторождения которых находятся на границах республик, которые в одиночку ни одной из них не потянуть. Здесь, после того как договор между Армений и Азербайджаном будет ратифицирован парламентами обеих стран, могут сыграть свою роль и американские инвестиции», — полагает эксперт.
Однако, по его мнению, все это — лишь часть тех глобальных геополитических сдвигов, которые сегодня происходят на всем Ближнем и Среднем Востоке, Южном Кавказе и в итоге могут охватить и Центральную Азии. Президент США Дональд Трамп, безусловно, отличный бизнесмен, пытающийся перекроить геополитическую карту мира.
«Трамп строит свои политические планы на понимании глобальных процессов, с учетом интересов стран, народов и их лидеров. Не Трамп спровоцировал все более центробежное движение Азербайджана и Армении от России – ввиду поведения этой страны на международной арене и сложивших реалий это было предсказуемо.
Политика Ильхама Алиева отличается не только реалистичностью, но и прозорливостью. Азербайджан под его руководством стал ведущим актором своего региона, а президент Трамп всегда доказывал, что умеет мгновенно определять, кто является главным игроком за столом и с кем следует в первую очередь иметь дело. Так что, мне хочется поздравить всех участников этого процесса, который в итоге должен привести их к миру и подлинному процветанию», — подчеркнул политолог.