twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
ИНТЕРВЬЮ
A+
A-

Иранский диссонанс: почему Велаяти поет «мимо нот»? Ахундов и Ишмухамедов на Caliber.Az

19 Декабря 2025 18:00

Прагматичная внешняя политика Азербайджана, в основе которой находятся национальные интересы, приносит свои плоды – Зангезурский коридор, уникальная транспортная артерия, способная кардинально изменить геополитический и геоэкономический ландшафт Евразии, уже становится реальностью. Реализации этого проекта Баку смог добиться благодаря своей виртуозной политической стратегии, создав при этом в регионе универсальный баланс сил и интересов.

В свою очередь, тем, кто выступал против инициативы Азербайджана, ныне приходится пожинать плоды своего упрямства. Например, Тегерану, активно блокирующему идею запуска Зангезурского коридора, теперь придется мириться с «Маршрутом Трампа» – TRIPP. И этот достаточно серьезный свой промах Иран прекрасно осознает, и он вызывает у него неприкрытое раздражение, которое приобретает форму токсичных выпадов. Так, старший советник Али Хаменеи по международным делам Али Акбар Велаяти на встрече с послом Армении в Тегеране Григором Акопяном заявил, что Исламская Республика выступает против «плана президента США Дональда Трампа по Кавказу, поскольку он представляет серьезную угрозу безопасности Ирана». Он также отметил, что коридор создает «условия для присутствия НАТО к северу от Ирана», подчеркнув, что этот план «практически тот же самый проект, название которого просто изменено, и который теперь реализуется в форме прихода американских компаний в Армению».
 
Подобные заявления звучат особенно абсурдно и нелепо на фоне визита в Азербайджан главы иранского МИД Аббаса Арагчи, целью которого было развитие и расширение сотрудничества с Баку в самых различных сферах. И никакого беспокойства относительно коридора из уст министра не прозвучало, напротив – все было выдержано в максимально дружественной атмосфере.
 
В свете сказанного возникает резонный вопрос: «Чью партию исполняет Велаяти в этом политическом оркестре, почему поет «мимо нот», противореча позиции правительства ИРИ, и как его заявления следует воспринимать официальному Баку?» С просьбой проанализировать риторику старшего советника духовного лидера Ирана Caliber.Az обратился к азербайджанскому политологу-иранисту и эксперту-международнику из Казахстана.

Так, дипломат и политолог, бывший посол Азербайджана в Иране и Латвии Джаваншир Ахундов отметил, что руководство ИРИ неоднократно высказывало свою позицию по «Маршруту Трампа» (участок Зангезурского коридора, который пройдет по территории Армении), которая варьировалась от радикально непримиримой до конструктивной.
 
«Последнее заявление, сделанное тяжеловесом иранской политики Велаяти во время встречи с послом Армении в Иране, отражает противоречивость позиций, в том числе и то, что правительство Пезешкиана придерживается достаточно спокойного и конструктивного отношения в этом вопросе. И тут возникает вопрос: «Какую позицию считать официальной: советника духовного лидера или президента ИРИ?» – сказал он.
  
По мнению дипломата, одной из причин такого разночтения является внутрифракционная борьба в Иране на фоне военно-политического, экономического, финансового и экологического кризисов. Фактором борьбы также является и вопрос преемственности власти в силу преклонного возраста духовного лидера.
 
«Здесь стоит отметить, что с момента победы Азербайджана в 44-дневной войне и восстановления нашей страной своей территориальной целостности геополитическая ситуация в Евразии кардинально изменилась. Формирование новой реальности, такой, например, как Организация тюркских государств или, как говорят в ИРИ паниранские силы, «Великого Турана», явно пугает и раздражает ультраконсервативные силы, к коим относится и Велаяти. Они не могут принять как данность персидско-тюркскую природу иранской государственности. Определенные политические силы в ИРИ разыгрывают эту внешнеполитическую карту как инструмент давления на страны Кавказа и Центральной Азии. Влияние ультраконсервативной части иранского истеблишмента не утратило своей силы, мы можем наблюдать это и в иранском парламенте, и в различных средствах массовой информации, которые отражают позицию радикальной части иранского общества. Если задаться вопросом: «Почему это заявление было озвучено во время встречи с послом Армении?» – то, думаю, ответ очевиден: потому что непосредственный крен Еревана в сторону Запада вызывает у этих иранских элит стойкое раздражение и неприятие», – заявил эксперт.
 
По его словам, Азербайджану не следует ориентироваться на заявление Велаяти как на нечто определяющее курс ИРИ, но и сбрасывать его со счетов тоже не стоит.

«Так или иначе у нас есть официальные контакты с иранскими властями в лице президента Пезешкиана и его правительства, имеется внешнеполитический курс страны, который был заявлен во время визитов Аббаса Арагчи в Баку и Пезешкиана в страны Центральной Азии – сначала в Туркменистан, потом в Казахстан. И я считаю, что это и является основной позицией Ирана, от которой мы должны отталкиваться и формировать свои отношения с Исламской Республикой», – подчеркнул экс-посол.
 
Он напомнил, что Тегераном были сделаны конкретные заявления о политике в области транзитов и коммуникаций: «С иранской стороны нам официально было заявлено, что мост через реку Араз в следующем году будет построен, что дорога с севера будет завершена в ускоренном темпе, что они хотят развивать дружественные связи с Азербайджаном и странами Центральной Азии. Полагаю, что такие заявления в определенной мере отражают представление части их элиты о новой конструктивной политике страны, потому что они понимают, что другого пути просто нет».
 
Политолог также отметил, что мнение этих элит вытекает из оценки действительности, которая сформировалась в том числе после 12-дневной войны и в контексте нынешних ограниченных возможностей Ирана, в том числе из невозможности вести какую-либо конфронтационную политику в Центральной Азии и на Южном Кавказе, ведь тогда Тегеран окажется в тисках со всех сторон.
  
«Многое ИРИ себе уже позволить не может, потому что тот же иранский юг – это зона Персидского залива, где такие арабские страны, как Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, имеют очень разветвленную совместную с Соединенными Штатами военную инфраструктуру. В этом ареале находятся базы в Катаре, ОАЭ, Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане и других государствах Залива. Причем это не только базы США, но и западных стран – Великобритании, Франции или, например, база Турции в Катаре», – сказал эксперт. 

По его мнению, это предопределяет внешний курс Ирана на севере – конфронтационная политика в этом направлении загонит страну в окончательную ловушку, что в Тегеране хорошо понимают.

«Но это не говорит о том, что определенные силы в ИРИ не будут время от времени давать о себе знать и декларировать свои радикальные позиции, пытаясь доказать, что они как политическая сила не исчезли с политической арены Ирана и готовы заявлять о себе и впредь. Думаю, что позиция Велаяти обусловлена именно таким характером и предпосылками. Показателен также тот факт, что в преддверии визитов Арагчи – в Азербайджан и Пезешкиана – в Центральную Азию с критикой Зангезурского коридора и в целом Азербайджана выступил экс-посол Ирана в Армении и бывший депутат Абольфазл Зохреванд. Однако иранское правительство подало против него иск, который был удовлетворен, и в результате вынесено судебное решение, согласно которому он на два года лишен права заниматься публичной деятельностью, а его действия теперь находятся под контролем судебных властей. Это тоже говорит о том, на какой вектор внешней политики Ирана следует ориентироваться Баку», – заявил Дж.Ахундов.

В свою очередь, по мнению казахстанского политолога, кандидата политических наук Шарипа Ишмухамедова, заявление Велаяти подрывает официальный политический курс страны.
 
«К сожалению, это еще раз подтверждает, что, несмотря на санкции США и западных государств, войну с Израилем, давление арабских стран, политическая система принятия решений в руководстве Исламской Республики не изменилась. Даже ухудшение уровня жизни населения, экологические проблемы, такие как опустынивание и отсутствие воды в столице и других городах, не изменили тональность позиции ряда представителей иранской консервативной верхушки. И данный демарш говорит о том, что ИРИ остается тем же опасным государством, которое не проводит поэтапной, последовательной и ответственной внешней политики и не отвечает за действия и решения, принятые руководителями страны, в данном случае представителями правительства. Все это доказывает, что у Ирана есть так называемая «реальная политика» и отдельная от нее декларативная политика, несущая в себе определенные вызовы и стремление к конфликтам с соседями.

Это ярко проявилось в данной ситуации: министр иностранных дел своими заявлениями и визитами представляет одну позицию, а советники аятоллы – кардинально иной, деструктивный и радикальный, подход. Как известно, Аббас Арагчи – профессиональный политик, получивший образование в зарубежном университете и защитивший докторскую диссертацию по теме демократизации в исламских государствах. Он прошел разные ступени руководителя в государственных органах и зарекомендовал себя как человек, заинтересованный в последовательном и поэтапном развитии Ирана в статусе современного, открытого, демократического мусульманского государства.

Что касается Велаяти, то его образование совершенно не связано ни с политологией, ни с международными отношениями, ни с госуправлением. Его специализация – медицина, здравоохранение и т.д. Здесь возникает вопрос: «Как он достиг уровня советника по внешней политике, международным отношениям, геополитике, дипломатии?» Это известно только внутренним религиозно-политическим кругам Ирана.

По моему мнению, такие руководители, не заинтересованные в поэтапном развитии ИРИ в качестве современного и демократического общества, готовы к пересмотру всех заключенных с соседними странами и международными организациями соглашений. И это невзирая на то, что Ирану сейчас требуются инвестиции, соглашения, торговые контракты, восстановление как экономики, так и морально-психологического состояния населения после недавней войны.

Это еще раз подтверждает необходимость для Азербайджана, Армении и других региональных государств внимательно следить за действиями Исламской Республики, проводить свою дипломатию и мирную внешнюю политику, выдержанный политический курс в ее отношении, но не забывать о необходимости подкреплять свои слова укреплением армии и консолидацией общества», – резюмировал Ш.Ишмухамедов.

Caliber.Az
Просмотров: 149

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
telegram
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Подписывайтесь на наш Telegram канал
Cамые читаемые
1

Почему мелеет Каспий?

18382
17 Декабря 2025 16:58
2

Закрывается один из крупнейших заводов Баку Работников не бросят на произвол судьбы / ОФИЦИАЛЬНО

18227
17 Декабря 2025 17:16
3

В Азербайджане ожидается гололед: температура воздуха опустится до 10° мороза

8057
17 Декабря 2025 13:22
4

Амруллаев: Несмотря на регулярное повышение зарплат учителей, изменить содержание образования не удается

6356
16 Декабря 2025 00:09
5

907-я поправка против мирной повестки Баку И азербайджанский бензин в армянских автомобилях

6144
18 Декабря 2025 15:05
6

В Узбекистане осуждены почти три тысячи человек: ПРИЧИНА

5284
17 Декабря 2025 10:38
7

В престижных бакинских вузах сотрудникам выдали солидные новогодние премии

3890
18 Декабря 2025 10:11
8

В Грузии завершено строительство нового участка международной магистрали Восток — Запад

3535
17 Декабря 2025 17:53
9

Падение идола в рясе Армянская власть против католикоса

3192
18 Декабря 2025 13:00
10

Пульс стратегического партнёрства К визиту президента Алиева в Абу-Даби

2985
17 Декабря 2025 19:00
ИНТЕРВЬЮ
Эксклюзивные интервью с различными интересными личностями
loading