План Трампа, Украина — Россия и «иллюзия победы» Экспертные мнения на Caliber.Az
Украина выразила готовность ограничить численность своих Вооружённых сил 800 тысячами военнослужащих для достижения мира с Россией в рамках мирного плана США, сообщили Financial Times высокопоставленные чиновники, близкие к президенту Владимиру Зеленскому. По их словам, среди нерешённых вопросов остаются территориальные положения и гарантии безопасности со стороны американцев. До вторжения России украинская армия насчитывала порядка 250 тысяч бойцов, а сейчас — около 880 тысяч. Даже при сокращении она останется крупнейшей в Европе. В ходе переговоров в Стамбуле в 2022 году Россия требовала, чтобы численность ВСУ была урезана до 85 тысяч военнослужащих в мирное время.

Ранее стало известно, что Украина согласилась с планом США о завершении войны с Россией. Американский чиновник заявил CBS News, что остались лишь «незначительные детали, которые необходимо уладить». В то же время вопросы территорий были вынесены в отдельное обсуждение на уровне президентов — Зеленского и Трампа.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Рустем Умеров подтвердил, что «стороны достигли общего понимания по ключевым условиям» соглашения. По его словам, Зеленский собирается посетить Вашингтон до конца ноября, чтобы окончательно утвердить договорённости с Трампом.
Мирный план США сократился с 28 до 19 пунктов после того, как американская и украинская делегации провели переговоры в Женеве. В первоначальной версии Киеву предлагалось сдать России всю территорию Донбасса в обмен на заморозку линии фронта в Запорожской и Херсонской областях, а также уменьшить численность ВСУ до 600 тысяч военнослужащих.
По данным западных СМИ, из документа убрали положение об амнистии России за военные преступления. Кроме того, было решено отказаться от идеи использовать 100 миллиардов долларов замороженных резервов Центробанка РФ на послевоенное восстановление Украины так, чтобы 50% прибыли шло американцам.
Также исчезли пункты об отношениях России и США, не имеющие прямого отношения к войне.
Что дальше? Возможно ли хотя бы прекращение огня? Согласится ли на это Москва после того, как проект мирного плана претерпел значительные изменения и сокращения?
Известные зарубежные политобозреватели поделились своим мнением с Caliber.Az.

Глава фонда «Українська політика», аналитик и историк Константин Бондаренко считает, что в данном случае Путин будет демонстрировать неуступчивость.
«Он уже сформировал основные позиции, которые предварительно согласовал с Трампом в Анкоридже, и не намерен уступать. Для России важны несколько моментов:
а) гарантии невступления Украины в НАТО;
б) признание территориальных приобретений (с включением всей территории Донецкой и Луганской областей);
в) сокращение ВСУ.
Остальные моменты могут обсуждаться.
Но эти же пункты являются принципиальными для Украины. Поэтому стороны, вопреки оптимистическим заявлениям, далеки от подписания мира. Сегодня именно США выступают главным инициатором мирного соглашения.
И Россия, и Украина демонстрируют, что могут воевать и дальше. Украину в этом намерении поддерживают европейские государства, которые не могут позволить себе проиграть в войне. Россия показывает успехи на поле боя и намерена демонстрировать, что захватит территории не мытьём, так катаньем. Прекращать огонь Россия не намерена, так как остановка огня позволит Украине усилиться и довооружиться», — полагает эксперт.
Относительно переговорного процесса фактически сформировались две концепции, говорит он.
«Первая — это концепция Вэнса, и она изложена в 28 пунктах. Вторая — концепция Рубио (19 пунктов). Вэнс — это среда MAGA, антиглобалистская по своей сути, а также выступающая за компромисс с Россией.
Рубио — это классические республиканцы, выступающие за компромисс с глобалистами. Украина пытается действовать, мобилизовав в свою поддержку европейских лидеров, а также используя Рубио в качестве лоббиста. И чью сторону в конце концов примет Трамп — сторону Вэнса или сторону Рубио — покажет ближайшее время», — констатирует Бондаренко.

Российский политический аналитик, главный редактор портала After Empire Ольга Курносова отмечает, что здесь дать точный ответ довольно сложно.
«Просто потому, что мы не знаем, насколько Путин в принципе сегодня понимает реальность происходящего. Потому что, с одной стороны, ему кажется — или ему так докладывают, и это даже отчасти правда, — что Россия очень медленно, но продвигается вперёд.
Соответственно, у него могут быть иллюзии, что ту часть Донецкой области, которую он так хочет получить, рано или поздно он всё-таки получит. Другой вопрос — какова будет цена получения этой самой части Донецкой области? Поэтому периодически появляются всевозможные вопросы территорий в разных вариантах мирного соглашения. Ему очень важно продемонстрировать собственному населению, что Донбасс, тот самый пресловутый, он таки завоевал.
С другой стороны, если смотреть на глобальный результат, который Путин точно получит, — это разрушение сложившегося мирового порядка. Понятное дело, что того соотношения сил, которое было раньше, в первую очередь внутри НАТО, и того тесного союза между странами Европы и Штатами после того, как какое-то соглашение будет достигнуто, уже не будет.
Другой вопрос — что больше этому поспособствовало: приход к власти Дональда Трампа или путинская война? Вопрос отдельный. Но в любом случае путинская война, конечно, оказала достаточно большое влияние на мировое устройство. И мир уже никогда не будет таким, каким он был до войны. Понятно, что уже и институты, такие как Совет Безопасности ООН, и все прочие международные институты той роли, которую они играли раньше, уже играть не смогут, просто потому что они не справились с этой агрессивной ситуацией.
Именно поэтому и исчезли пункты об амнистии России: потому что если вдруг кто-то захочет Россию амнистировать, то это будет не просто крах мирового порядка, а крах системы международного права. По всем сегодняшним международным законам Россия является страной-агрессором и совершает военные преступления. А потому за эти самые военные преступления какая-то ответственность должна наступить, и кто-то эту ответственность должен понести», — уверена аналитик.
Что касается прекращения огня, казалось бы, это наиболее естественный ход событий, как и последующая постепенная демилитаризация той зоны, которая существует по линии соприкосновения, говорит она.
«Готов ли будет согласиться на это Путин — пока вопрос открытый. Неизвестно, что ещё будет с ним «расторговывать» Трамп. Как мы видим, эти переговоры, несмотря на все сливы, которые по ним есть, во многом идут в тени.
Это говорит нам о том, что, наверное, действительно эти переговоры гораздо более близки к реальному дипломатическому диалогу, чем всё то, что было раньше. Какое-то движение точно есть, вопрос — куда? Мы действительно поймём, возможно ли какое-то движение или нет, только после того, как американские генералы слетают в Москву и вернутся оттуда. И вот что они оттуда привезут — мы увидим», — заключает Курносова.







