«Азербайджан более популярен в Израиле, чем Великобритания» Юрий Голигорский на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с британским журналистом, бывшим главным редактором вещания Всемирной службы ВВС на регион бывшего СССР, политическим экспертом Юрием Голигорским.

– На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев принял государственного министра по вопросам обороны Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии лорда Вернона Коакера. Касаясь основанных на дружбе и доверии отношений между нашими странами, лорд Вернон Коакер подчеркнул заинтересованность в развитии двусторонних связей в плоскости стратегического партнерства, а сотрудничество в сфере безопасности обещает стать одним из основных фундаментов стратегического партнерства Великобритания – Азербайджан. Появление новой страницы в оборонном взаимодействии Баку и Лондона президент Ильхам Алиев назвал «показателем взаимного доверия». Каким будет новый этап азербайджано-британских отношений? На чем он основан и из чего исходит, каким в перспективе может быть оборонное взаимодействие Баку и Лондона?
– Мы с Вами, конечно, не присутствовали на переговорах и нам не дано знать, что конкретно обсуждалось. И это правильно. Но мы можем порассуждать, опираясь на события последних лет. Это дает четкое представление, в каком направлении пойдут все государства, которые считают себя союзниками. Меняется природа войн. Танки в их нынешней форме становятся обузой. В авиации смещаются акценты в сторону дронов. Еще большую роль начинает играть радиоэлектронная разведка. На первый план выходит способность того или иного игрока вести гибридные войны и так далее… Что это все означает? Громадный акцент и ресурсы будут направлены на исследования и разработки военных технологий. Будет ли это бременем для экономик? Не обязательно, деньги, потраченные на разработку военных технологий, очень часто дают значительный «побочный» эффект в гражданской экономике. Так было, например, когда Рональд Рейган объявил о программе «Звездных войн». Так что, я думаю, что на переговорах обсуждались именно пути совместных исследований в научно-техническом плане.

Что касается «против» или «за»… Полагаю, это скорее не против кого-то, а за - за интересы Азербайджана, за интересы Великобритании, за интересы западных союзников. Ну, а если это кому-то не подходит, то только тогда против них.
– Многое изменилось в регионе после встречи в Вашингтоне 8 августа. США намерены вложиться в развитие Зангезурского коридора, готовятся сметы и планы. Планирует ли Лондон принять участие в этом важном проекте, меняющем геополитику Евразии?
– Однозначно, да. Более того, из частных разговоров с некоторыми известными британскими политиками я знаю, что в будущем году эта тема будет активно обсуждаться в британском парламенте. Можно как угодно относиться к Дональду Трампу, но нельзя отрицать, что взаимопонимание между Арменией и Азербайджаном – это достижение его администрации. Мир между Баку и Ереваном устраивает всех на Западе. Это дает значительные экономические и политические перспективы. И это надо только приветствовать.
– Есть ли у Британии планы взаимодействовать с Баку в регионе Ближнего Востока, где Азербайджан сейчас тоже расширяет свое влияние?
– Поделюсь с вами личными наблюдениями, которые я обрел в ходе недавней поездки в Израиль: сегодня Азербайджан в разы (!) более популярен там, нежели Великобритания. Парадокс? Нет, факт. Как этого удалось добиться Азербайджану – решайте сами. Когда и если пройдет реальное размежевание сил в секторе Газа, израильтяне с готовностью примут роль Азербайджана в силах по поддержанию мира. Готовы ли в Израиле к расширению роли Великобритании? Большой вопрос… Согласно некоторым сообщениям, израильтяне уже отказываются делиться с Лондоном разведданными. Произошло это после того, как Лондон признал Палестинское государство, не объяснив при этом в каких границах, с какой властью, с какими институтами… Иными словами, роль Азербайджана медленно, но верно усиливается на Ближнем Востоке. Лондон поступит правильно, если начнет присматриваться к тому, как Баку это удается…

– В мире формируются четкие полюса силы. Один из полюсов – это безусловно США, на другом – Китай, а кто-то говорит еще об Индии. Всех остальных игроков, включая даже ЕС, аналитики чаще относят к «группе поддержки». Нередко говорится и о противостоянии Глобального Севера и Глобального Юга. А где в этой системе координат находится Лондон? Как он видит эту модель политического устройства, на какие полюса ставит?
– Самый сложный вопрос, потому что традиционный союзник – США – самоизолируется; внутри Европы единства нет; Китай заманчив, но вызывает море вопросов; Россия как партнер отпадает на следующее поколение… Что остается? Страны Содружества и новые партнеры, которые хотят и могут сотрудничать с Лондоном.







