Захлопнутые для Макрона двери распахнуты для Мерца Канцлера ФРГ ждут в Израиле
Канцлер Германии совершит свой первый визит в Израиль, который, по предварительным данным, состоится 6–7 декабря. В ходе него Мерц встретится с премьер-министром Биньямином Нетаньяху, а также посетит в Иерусалиме Яд ва-Шем — Мемориальный комплекс истории Холокоста.
Традиционная поддержка Германией Израиля, основанная на исторической ответственности за Холокост, в последние месяцы пережила период серьезной напряженности. Рост числа жертв и гуманитарный кризис в секторе Газа вызвали давление со стороны немецкой общественности, требующей от правительства пересмотреть отношения с Тель-Авивом, а в августе Берлин даже частично приостановил поставки вооружения Израилю.
Что стоит за визитом канцлера ФРГ в Израиль, каковы его цели, и будут ли они как-то связаны с Газой и разоружением ХАМАС? Своими мнениями на эти темы с Caliber.Az поделились израильские политологи.

Так, профессор философии, аналитик Всемирной сионистской организации Александр Осовцев полагает, что отношения Израиля с правительством Мерца совершенно иные, чем с французским или британским руководством.
«С Парижем и Лондоном отношения сейчас, мягко говоря, пребывают в кризисе, особенно по вопросам Палестинского государства и всей ситуации вокруг Газы. В свою очередь, Мерц и его кабинет ведут себя гораздо более сдержанно. И ничего похожего на историю с Макроном, которому отказали во въезде в Израиль, здесь нет. Мерц приезжает как друг, и это абсолютно очевидно», — сказал он.
Эксперт также напомнил о предыдущем опыте Израиля с немецкими социал-демократами.
«У Израиля довольно тяжелый опыт общения с немецкими социал-демократами. Один из прежних министров иностранных дел во время визита вызвал серьезное недоумение: оставаясь дипломатичным, он демонстрировал очень пропалестинские позиции и встречался только с левыми и ультралевыми НКО, полностью игнорируя более нейтральные и взвешенные организации. В Израиле это восприняли как односторонний и ошибочный подход», — сказал аналитик.
Он подчеркнул и нынешний политический контекст вокруг визита: «На фоне сегодняшних непростых отношений Израиля и Европы Германия выглядит едва ли не единственной страной, где с нынешним правительством и канцлером все стабильно и понятно. Мерц воспринимается как сила, реально поддерживающая Израиль. Людям в странах, которые очень давно не воевали, сложно понять тех, кто живет с ежедневными сиренами и бомбоубежищами, и отсюда возникают разные взгляды на ситуацию».
Перейдя к теме практических аспектов германо-израильского сотрудничества, он отметил следующее: «Это — самый обычный визит главы дружественного государства. Германия — второй по значимости внешнеэкономический партнер Израиля и второй по объему поставщик вооружений. В этом плане ФРГ и израильская сторона сотрудничают по обоюдной схеме. Сейчас ЕС активно вооружается, и израильские компании уже получили огромные заказы именно из Европы. С Германией, в частности, подписан контракт на поставку израильских «Хец». Возможно, будут и другие заказы, но пока об этом никто не скажет. Не исключаю, что Европе могут понадобиться танки «Меркава», учитывая заметный дефицит бронетехники. Но это лишь мое предположение».
В заключение А.Осовцев затронул тему Газы: «Разумеется, ситуация в Газе так или иначе будет обсуждаться. Германия, как и другие ключевые европейские государства, хочет сыграть определенную роль, но не ясно какую. Все говорят о соблюдении международного права, но никто не собирается отправлять военных разоружать ХАМАС, хотя формально все с этим согласны. И Германия своих военнослужащих тоже не пошлет».

В свою очередь, журналист и публицист, глава комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислав Гольцман полагает, что визит Мерца в Израиль носит в целом достаточно символический характер и вполне вписывается в долгую историю энергетических и политических связей двух стран.
«Ангела Меркель совсем недавно тоже приезжала в Израиль просто как гость и добрый друг — она получала звание почетного доктора и продемонстрировала, что никаких личных претензий к Израилю у нее нет, а когда-то произошедшая ссора была связана вовсе не с сектором Газа, а с природным газом. После открытия израильских месторождений начались проекты экспорта газа в Европу, и Германия под руководством Меркель решила поторопиться, чтобы, как говорится, редуктор по передаче газа оказался под их контролем. Но ей объяснили, что такие вещи не решаются личными разговорами: участвуйте в тендере, строительстве газопровода, подавайте заявку. Она обиделась, посчитала, что ее хотят оскорбить — то ли под влиянием лавров Шредера или австрийского канцлера, которые хорошо устроились в газовой сфере, то ли по другой причине. В итоге вышла громкая ссора, и она заявила о недальновидности израильского руководства. Но это все в прошлом», — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что энергетическая тема актуальна и сегодня: «Приезд нового канцлера тоже связан с природным газом. Евросоюз заявил о намерении до 2027 года отказаться от российских энергоносителей, а значит, нужно искать альтернативы. Американцы предлагают сжиженный газ, но европейцы не в восторге, ведь он может превратиться в инструмент давления. Поэтому израильские энергоносители представляют интерес — понятно, что они не единственные, но важные. Напомню, что через Израиль идет нефть из ОАЭ, а в перспективе, возможно, и из Саудовской Аравии. Это важный маршрут».
Коснулся Ростислав Гольцман и темы ошибок германской стороны, которые, по его словам, Берлину теперь приходится исправлять: «Важно подчеркнуть: канцлер понимает, что во время войны были допущены ошибки. Та фраза о якобы возможном эмбарго на поставки вооружения Израилю — в самой ФРГ за голову схватились. Ведь Германия зависит от поставок израильских высокоточных вооружений, прежде всего противоракетных систем. Потом все это замяли, отменили задним числом, но тема осталась. А параллельно поставки израильского газа уже идут в Европу — на Кипр, в Грецию, Италию — и немцы снова оказались в стороне».
Он также отметил, что нынешний визит Мерца может быть попыткой скорректировать стратегические просчеты.
«Похоже, новый канцлер пытается исправить прежние ошибки. Израиль — не только поставщик, но и важный транзитный хаб. Немцы хотят показать, что в этот раз не будут допускать глупостей, и успеть занять свое место в этом процессе. Поэтому все те неумные разговоры, которые звучали во время войны в секторе Газа, они теперь стараются либо забыть, либо представить несущественными. Сейчас важно другое — участие в обеспечении Европы в целом и Германии в частности энергоносителями», — резюмировал Р.Гольцман.







