Борьба за Центральную Азию: ставки повышаются Экспертные мнения на Caliber.Az
После завершения российско-украинского конфликта стоит ожидать смещения акцентов и обострения борьбы за Центральную Азию. Об этом в интервью EADaily заявил сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
По его словам, борьба за регион продолжится с ещё большей силой, поскольку «захват англосаксами и европейцами месторождений редкоземельных металлов, вольфрама, цветных и драгоценных металлов и других критических минералов ведёт за собой колониальное освоение территорий со всеми вытекающими последствиями».

Курманов считает, что происходит быстрая геополитическая переориентация правящих элит бывших советских центральноазиатских республик на Запад, что резко смещает баланс сил в Казахстане и Средней Азии в пользу США, Великобритании, ЕС, а также Японии и Южной Кореи. Эти страны, по его словам, намерены добывать в регионе ресурсы для своего ВПК и технологических отраслей.
Интересно, насколько он прав в своих предположениях о том, что после потенциального завершения горячей фазы конфликта в Украине развернётся новая борьба держав за Центральную Азию? Почему для разных политических центров так важно иметь определяющее влияние на эту часть постсоветского пространства? К каким последствиям может привести конкуренция за Центральную Азию между Западом и связкой РФ–КНР? И как она сочетается с тем, что и Китай, и Европа заинтересованы в реализации проекта Среднего коридора для обеспечения ещё большего потока товаров между собой?
Своими мыслями по этому поводу поделились с Caliber.Az известные эксперты из Центральной Азии.

Политолог и учёный из Казахстана Жаксылык Сабитов отметил, что, по его мнению, Айнур Курманов, в принципе, является больше политическим маргиналом.
«Он не несёт какую-то большую повестку и экспертом в этой отрасли особо не является.
Во-вторых, когда мы говорим про, условно, большую игру в Центральной Азии, здесь на самом деле то, что обозначено, является больше российской точкой зрения. На самом деле конкретно Казахстан придерживается многовекторной политики. Он, в принципе, не собирается идти на поводу интересов различных сторон. То есть он не является шахматной доской, он имеет свою определённую субъектность, как и другие страны Центральной Азии», - говорит эксперт.
Сабитов отметил, что тюркская интеграция и ОТГ никак особо не влияют на эти геополитические процессы, потому что на самом деле от границ своих не убежишь, и от географии тоже.
«То есть то, что Казахстан граничит с Россией и Китаем, довольно-таки сильно геополитически влияет на него. Но при этом, конечно, надо понимать, что Казахстан любого внешнего игрока, который не является Россией и Китаем, всегда воспринимает для себя как определённое благо. И многовекторность здесь приветствуется», - подчеркнул Сабитов.

Политический обозреватель, доктор исторических наук, профессор Аскар Джакишев (Бишкек) заявил, что с окончанием «горячей» фазы противостояния Запада и России в Украине «холодная» война продолжится уже в экономической сфере.
«Санкционный режим в отношении России сохранится, и активизация стран Запада в Центральной Азии, как мне представляется, является частью плана по уводу стран региона от России, компенсировав выпавшие из-за санкций российские природные ресурсы в основном ресурсами Казахстана. Остальные страны ЦА рассматриваются Западом вторично — так сказать, «за компанию». В отношениях между странами ЦА и Запада наблюдается существенный дисбаланс.
Если страны ЦА ожидают от сотрудничества высокие технологии, то Запад нацелен лишь на доступ к природным ресурсам, конкурируя с российским бизнесом и разворачивая ориентацию правящих кругов региона в свою сторону, попутно реализуя старую американскую доктрину «Анаконда» — удушения России, формируя по периметру её границ цепочку недружественных стран», — считает историк.
Однако, несмотря на нынешнее ослабление России, добавляет он, география Евразийского пространства и созданная за годы Советского Союза многоканальная инфраструктура между бывшими союзными республиками по-прежнему остаются важнейшей основой их экономического взаимодействия.
«Другими словами, экономики стран ЦА и России настолько глубоко взаимосвязаны, что разрыв этих связей грозит серьёзным дисбалансом — в первую очередь для государств Центральной Азии, о чём руководители региона прекрасно осведомлены.
Что же касается Китая, то его присутствие в ЦА не сопровождается какими-либо политическими обязательствами, поэтому не вызывает озабоченности со стороны России», — заключил Джакишев.







